По статистике, самая пустая, а в реальности — вечные толпы: о какой станции метро в Москве речь

Почему на самой «пустой» станции не протолкнуться?
Если взглянуть на официальную статистику по пассажиропотоку московского метро, станция «Курская» Арбатско-Покровской линии удивит: по числу проходящих через турникеты там людей не так много.
Казалось бы, она не пользуется популярностью. Но если вы хоть раз бывали там в часы пик, то поймёте, что это совсем не так — народу там всегда полно. Почему?
Всё дело в том, что «Курская» — это не просто станция метро, а ключевой пересадочный узел, сосед с огромным Курским вокзалом и торговым центром «Атриум».
Люди приходят, переходят на другие линии, выходят к вокзалу — а турникеты Арбатско-Покровской линии учитывают только тех, кто зашёл именно на ней.
Чем могла стать «Курская» — зачем отклонили пышные проекты
Изначально «Курская» задумывалась совсем другой — действительно впечатляющей. Её проектировал архитектор Леонид Теплицкий, и он сделал сразу два варианта платформы.
Первый — со строгой пилонной конструкцией, глубокими нишами и рельефами. Второй — настоящее подземное царство: огромные арки, рождающие впечатление дворца, украшенные цветными рельефами, глубокими кессонами и шикарными люстрами.
Второй вариант выглядел намного эффектнее, но комиссия пожалела денег и отказалась от затеи. Быстро, дешево и просто было важнее пока что, чем затейливый декор, который грозил подорожать и усложнить строительство.
Кстати, и первый проект Теплицкого в итоге не реализовали, а взяли за основу работу другого архитектора — Леонида Полякова.
Его «Курская» сохранила пилонный стиль, но с одним важным нюансом: пилоны не имели углублений, а центральная часть выступала вперед, что делало станцию визуально легче и уютнее.
Мрамор «Уфалей» — один и тот же материал, который рассказывает историю
Пожалуй, одна из самых заметных особенностей «Курской» — это отделка. На всей станции использовали серо-голубой мрамор «Уфалей» из Челябинской области.
Он не просто красив и прочен, но и очень разнопланов по оттенкам: в одном цвете сочетались разные звуки серого и голубого, словно станция живет своей палитрой.
И это правда, что отделка выполнена только одним сортом мрамора — современных станций метро так не оформляют.
Пол и боковые стены платформы покрывали светло-жёлтой глазурованной плиткой, которая потрясающе дополняла общий тон.
Сначала на платформах был асфальт, но потом его сменили на гранит — более практичный и долговечный материал.
Декор, который хочется рассматривать
Особое удовольствие посмотреть на декор сводов: здесь сложные рельефы, ромбы-кассоны с цветами внутри, которые не только украшают потолок, но и не дают глазам устать — за счёт плавных арочных полос, разделяющих украшения.
Сами пилоны сверху украшены круглыми вентиляционными решётками и бра в форме нежных тюльпанов — элементы, которые делают пространство живым и уютным.
Освещение в своё время тоже было на высоте: огромные люстры-мастодонты из молочного стекла в бронзовых оправках наполняли станцию мягким светом.
У торцов платформы стояли торшеры — точечные светильники, встроенные в арочные ниши возле эскалаторов, которые, к сожалению, со временем исчезли, но сами ниши остались, храня память об утраченном стиле.
Не для красоты, а во имя жизни — бомбоубежище и библиотека
Глубина станции почти 31 метр позволяла использовать «Курскую» как укрытие во время войны. В годы Великой Отечественной здесь размещали бомбоубежище, а на платформе работал филиал Государственной публичной исторической библиотеки.
Правда, библиотека занимала лишь часть площадей, но даже этот факт говорит о том, что станция была не просто пересадочным узлом, а живым городом под землёй.
Как менялась станция и её облик
В 1950 году «Курская» перестала быть конечной станцией линии — проложили путь дальше к «Партизанской». Станция получила переход на Кольцевую линию, что сильно увеличило нагрузку.
В 1996 году появился ещё один переход — на станцию «Чкаловская».
Самый заметный визуальный переход случился с полом станции: мрамор сменился гранитом с другими цветами и рисунком — это немного подпортило изначальный облик.
Кроме того, были утрачены торшеры возле эскалаторов, что тоже уменьшило атмосферу той эпохи.
Почему же «Курская» считается «пустой» в статистике?
Всё просто. Официальные данные учитывают только тех пассажиров, которые проходили через турникеты Арбатско-Покровской линии.
Но на самом деле большая часть людей здесь пересаживается на Кольцевую линию или выходит в Курский вокзал и торговый центр, не проходя через турникеты этой линии.
Поэтому реальное количество людей, «обитающих» на станции, гораздо выше.
Если вы хотите почувствовать настоящую атмосферу московского метро, загляните на «Курскую».
Эта станция — не только архитектурный памятник с необычной судьбой, но и живой организм, в котором встречаются история, красота и суета мегаполиса. Даже несмотря на внешнюю «пустоту» статистики, здесь всегда кипит жизнь.