• 81,50
  • 95,64

Молодым врачам готовят суровый трёхлетний экзамен на практике: что изменится с 2026 года

Врачи

Новая реальность российских врачей.

В России остро не хватает врачей — особенно в небольших городах и сельской местности. Чтобы исправить ситуацию, с марта 2026 года для молодых медиков вводится обязательный трёхлетний период наставничества.

За это время выпускники должны будут работать под руководством опытных специалистов и освоить все тонкости профессии.

Новый закон — попытка решить проблему кадрового голода и улучшить качество медицинской помощи, но вызывает множество вопросов и тревог.

Медицинские кадры на грани кризиса

Дефицит врачей в нашей стране вот уже долгое время близок к катастрофическому уровню. Переутомленные «старики» уходят на пенсию или в отпуск по выгоранию, а новых специалистов, готовых прийти им на смену, катастрофически не хватает.

Только в России не хватает свыше 20 тысяч врачей, и эта цифра никак не сокращается — выпускников становится больше, но многие предпочитают не связываться с госмедициной.

Страшно думать, что в некоторых маленьких городах врачи скорой помощи могут просто не доехать, когда они так нужны.

Почему молодые врачи не торопятся идти в госбольницы?

Проблема лежит на поверхности — низкие зарплаты, огромная нагрузка и непривлекательные условия труда. Многие выпускники уходят в частные клиники с более комфортными условиями или вовсе меняют профессию.

А кто останется лечить в глубинках, где порой коллектив на износ работает, а лучшие специалисты просто не задерживаются?

Механизм привлечения молодых кадров через целевое обучение и обязательную отработку должен был подстегнуть ситуацию, но кое-что заставляет задуматься.

Три года под крылом наставника

Новый закон с 2026 года вводит обязательную трехлетнюю отработку с наставничеством для всех молодых врачей.

Идея в том, что свежие дипломы — это только начало пути, а качество оказания медицинской помощи напрямую зависит от профессионализма врача, который не появляется мгновенно.

Наставник — не менеджер, а мастер, который помогает новичку не ошибиться, перенять опыт и стать уверенным специалистом.

Но есть вопросы — где искать таких наставников, кто ими станет и как обеспечить достойную практику, если выпускников будут направлять в небольшие сельские больницы с минимумом оборудования?

Опыт показывает, что обучение «на месте» может быть и полезным, и тяжелым одновременно.

Целевое обучение: выбор с оглядкой

Нововведение обяжет абитуриентов-медиков заключать договор с будущим работодателем при поступлении на бюджет. Этот шаг призван удержать специалистов в госструктурах после выпуска.

Отказ от трёхлетней отработки влечет за собой серьёзные штрафы и необходимость компенсации за обучение.

Однако многие опасаются, что принудительные меры отпугнут талантливую молодежь, делая профессию менее привлекательной.

Хорошие врачи не должны чувствовать себя заложниками договоров, и проработать механизмы поощрения и мотивации для них — актуальная задача.

От теории — к практике, от диплома — к реальной помощи

Врач после университета не должен сразу становиться спасителем жизней в одиночку — трёхлетний период наставничества призван помочь избежать ошибок и научить работать с пациентами в реальных условиях.

Раньше такие функции выполняли интернатура и ординатура, теперь же компетентность и качество учебы имеют первостепенное значение.

Проблема не в дипломах, а в системе

Медицинские вузы ежегодно выпускают десятки тысяч специалистов. Но количество не равно качеству и не гарантирует решение врачебного голода.

Система подготовки и распределения нуждается в кардинальной перестройке — начиная с приёмки абитуриентов, заканчивая социальной поддержкой молодых врачей.

Как удержать молодых врачей в профессии?

Одного обязательного трехлетнего срока на отработку мало. Молодые специалисты часто выгорают и уходят из медицины спустя несколько лет из-за низких зарплат и отсутствия карьерного роста.

Значит, нужно создавать для них уют на работе — достойные условия, поддержку, адекватное вознаграждение.

Работа медика — одна из самых важнейших и в то же время сложных. Если она перестанет быть привлекательной — больницы могут остаться без тех, кто будет спасать жизни.

Российское здравоохранение сейчас на перекрестке — и от того, как будут сделаны первые шаги, зависит будущее медицины.

Таким образом, новые правила для молодых врачей — это шанс поднять профессию на новый уровень, но и серьезный вызов для всей системы здравоохранения.

Сохранить и приумножить кадры можно только если создать достойные условия, где образование будет реальной поддержкой, а молодые специалисты почувствуют ценность своего труда.

Если по-простому, это словно профессиональное выживание и тренировка силы духа в «мастерской врачевания» — непросто, но жизненно необходимо. И возможно, именно такой подход поможет России сделать медицину лучше уже в ближайшие годы.