• 78,39
  • 91,74

Китайский автопром сам себя загнал в тупик: москвичам не нужны эти машины

Китайский автопром

Китайские автоконцерны, ворвавшиеся в Россию с небывалым размахом, столкнулись с последствиями собственного успеха.

Более полумиллиона автомобилей в «стоке», обвал импорта и спад спроса — сегодня они расплачиваются за агрессивную экспансию.

Большой взрыв»: китайский натиск без оглядки

В 2022 году Китай начал стремительное наступление на российский авторынок. Сначала — несколько марок, затем десятки, а сегодня — уже более 130 брендов и 800 моделей. Но если экспансию можно назвать беспрецедентной, то её последствия — предсказуемыми.

  • Главный просчёт — отсутствие продуманной стратегии.
  • К дилерам предъявлялись завышенные планы без учёта их возможностей.
  • Новые салоны открывались буквально в шаге от действующих.
  • Сама дилерская сеть росла хаотично.

Производители спускают планы сверху и требуют их выполнения. Это не «российская специфика», а обычная модель поведения для китайских компаний.

Знаете ли вы

Китайские бренды так и не присоединились к Меморандуму РОАД и АЕВ о честной конкуренции, подписанному остальными иностранными производителями ещё в 2018 году.

Рынок под прессом: затоваривание и спад спроса

Давление оказалось двусторонним. С одной стороны — переизбыток предложений, с другой — охлаждение интереса со стороны покупателей. 77% новых автомобилей, проданных с начала 2025 года, были произведены в 2024-м или даже в 2023 году.

При этом продажи китайских автомобилей в мае упали на 32%, тогда как отечественные марки (в том числе китайские с российским шильдиком) потеряли лишь 20%.

Импорт, на фоне снижения спроса, тоже резко сократился. За первые 5 месяцев 2025 года из Китая ввезено вдвое меньше автомобилей, чем за тот же период годом ранее. Особенно ощутимо это по «серым» схемам через Киргизию и Казахстан — падение в 6 и 3,5 раза соответственно.

Машины есть — покупателей нет

Несмотря на падение импорта, запасы на складах остаются критическими: от 400 до 700 тысяч автомобилей по оценке рынка. Скидки до миллиона рублей по отдельным моделям не способны расшевелить рынок.

Даже «камбэк» корейского бренда KGM (экс-SsangYong) не вызвал ажиотажа: из почти 4 тыс. ввезённых машин в продаже оказались только 95.

Параллельный импорт: для фанатов, не для масс

В условиях отсутствия западных брендов параллельный импорт остаётся нишевым решением — лишь 9% от общего объёма продаж, или около 3,9 тыс. машин за полгода.

Несмотря на крупные скидки, вроде 1,5 млн рублей на Toyota RAV4 в петербургских салонах, основная масса покупателей не готова платить за привычный шильдик в 2025 году. Покупают только самые лояльные и обеспеченные. Для них цена — вопрос двадцатый.

Знаете ли вы

Игра без соперников: Китай остаётся в одиночестве

Теоретически конкуренцию китайским маркам могли бы составить автопроизводители из Индии и Ирана. Но реальность другая: Индия фокусируется на внутреннем рынке с бешеным ростом, а Иран просто не готов вкладываться в экспорт на фоне собственных проблем. У индийцев и иранцев нет стратегического интереса к России: у них свои приоритеты.

Прогноз: полмиллиона машин — в долгую

Эксперты оценили запасы непроданных машин в 500 тысяч единиц. В лучшем случае избавиться от них удастся к концу года. В худшем — переизбыток плавно перейдёт в 2026-й и дальше.

Мототехника: та же история, но помягче

Не миновала кризис и мототехника. Запасы на складах — трёхмесячные, что пока не критично. Но скидки до 20% на мотоциклы — уже вторая волна снижения цен за год.

Импортёры замораживают деньги в «неликвиде», сокращают закупки, а рынок мотоциклов в целом упал на 20—35% в сравнении с прошлым годом.

Итог

Стратегия безудержного напора без оглядки обернулась для китайского автопрома перенасыщением, падением продаж и обвалом импорта. На горизонте — ни одного сильного конкурента. Но и путь вперёд — не светлый хайвей, а затяжной ремонт с пробками и убытками. Хочешь — верь, хочешь — проверь: рынок рассудит всех.

Знаете ли вы

Самые популярные китайские автомобили в России

МодельПроизводительКласс/ТипДиапазон цен (₽)Краткое описание/особенности
Haval JolionHavalКроссовер2,1—3 млнСамый популярный кроссовер, доступная цена, хорошие опции
Haval Dargo (DaGou/Big Dog)HavalКроссовер1,3—4,1 млнМощный двигатель, полный привод, высокий спрос
Chery Tiggo 7 ProCheryКроссовер2,2—3,5 млнНадёжность, современный дизайн, популярность в РФ
Geely CoolrayGeelyКроссовер2,8—2,9 млнТурбодвигатель, современное оснащение
Geely Atlas ProGeelyКроссоверот 2,7 млнТехнологичный, адаптирован для РФ
Chery Arrizo 8CheryСедан3,02 млнОдин из самых популярных седанов 2025 года
Geely PrefaceGeelyСедан3,47 млнФлагманский бизнес-седан, ожидаемая новинка
Changan CS75FLChanganКроссовер2,5—3,5 млнХорошее соотношение цены и оснащения
Exeed VXExeedКроссовер3,5—5,5 млнФлагман, премиум-опции, большой салон
Omoda C5OmodaКроссовер2,3—3,2 млнСовременный дизайн, высокий спрос
Как в Москве улучшают китайские автомобили: болевые точки и народные доработки

Китайские автомобили всё активнее осваивают российский рынок.

Как в Москве улучшают китайские автомобили: болевые точки и народные доработки
Сколько стоит владение автомобилем в Москве: неожиданные результаты исследования

Многих водителей удивят данные экспертов.

Сколько стоит владение автомобилем в Москве: неожиданные результаты исследования
Как не нарваться на подделку: советы москвичам по выбору запчастей для автомобиля

Водителям всё чаще приходится сталкиваться с подделками на рынке автозапчастей.

Как не нарваться на подделку: советы москвичам по выбору запчастей для автомобиля