Китайский автопром сам себя загнал в тупик: москвичам не нужны эти машины

Китайские автоконцерны, ворвавшиеся в Россию с небывалым размахом, столкнулись с последствиями собственного успеха.
Более полумиллиона автомобилей в «стоке», обвал импорта и спад спроса — сегодня они расплачиваются за агрессивную экспансию.
Большой взрыв»: китайский натиск без оглядки
В 2022 году Китай начал стремительное наступление на российский авторынок. Сначала — несколько марок, затем десятки, а сегодня — уже более 130 брендов и 800 моделей. Но если экспансию можно назвать беспрецедентной, то её последствия — предсказуемыми.
- Главный просчёт — отсутствие продуманной стратегии.
- К дилерам предъявлялись завышенные планы без учёта их возможностей.
- Новые салоны открывались буквально в шаге от действующих.
- Сама дилерская сеть росла хаотично.
Производители спускают планы сверху и требуют их выполнения. Это не «российская специфика», а обычная модель поведения для китайских компаний.
Знаете ли вы
Китайские бренды так и не присоединились к Меморандуму РОАД и АЕВ о честной конкуренции, подписанному остальными иностранными производителями ещё в 2018 году.
Рынок под прессом: затоваривание и спад спроса
Давление оказалось двусторонним. С одной стороны — переизбыток предложений, с другой — охлаждение интереса со стороны покупателей. 77% новых автомобилей, проданных с начала 2025 года, были произведены в 2024-м или даже в 2023 году.
При этом продажи китайских автомобилей в мае упали на 32%, тогда как отечественные марки (в том числе китайские с российским шильдиком) потеряли лишь 20%.
Импорт, на фоне снижения спроса, тоже резко сократился. За первые 5 месяцев 2025 года из Китая ввезено вдвое меньше автомобилей, чем за тот же период годом ранее. Особенно ощутимо это по «серым» схемам через Киргизию и Казахстан — падение в 6 и 3,5 раза соответственно.
Машины есть — покупателей нет
Несмотря на падение импорта, запасы на складах остаются критическими: от 400 до 700 тысяч автомобилей по оценке рынка. Скидки до миллиона рублей по отдельным моделям не способны расшевелить рынок.
Даже «камбэк» корейского бренда KGM (экс-SsangYong) не вызвал ажиотажа: из почти 4 тыс. ввезённых машин в продаже оказались только 95.
Параллельный импорт: для фанатов, не для масс
В условиях отсутствия западных брендов параллельный импорт остаётся нишевым решением — лишь 9% от общего объёма продаж, или около 3,9 тыс. машин за полгода.
Несмотря на крупные скидки, вроде 1,5 млн рублей на Toyota RAV4 в петербургских салонах, основная масса покупателей не готова платить за привычный шильдик в 2025 году. Покупают только самые лояльные и обеспеченные. Для них цена — вопрос двадцатый.
Знаете ли вы
Игра без соперников: Китай остаётся в одиночестве
Теоретически конкуренцию китайским маркам могли бы составить автопроизводители из Индии и Ирана. Но реальность другая: Индия фокусируется на внутреннем рынке с бешеным ростом, а Иран просто не готов вкладываться в экспорт на фоне собственных проблем. У индийцев и иранцев нет стратегического интереса к России: у них свои приоритеты.
Прогноз: полмиллиона машин — в долгую
Эксперты оценили запасы непроданных машин в 500 тысяч единиц. В лучшем случае избавиться от них удастся к концу года. В худшем — переизбыток плавно перейдёт в 2026-й и дальше.
Мототехника: та же история, но помягче
Не миновала кризис и мототехника. Запасы на складах — трёхмесячные, что пока не критично. Но скидки до 20% на мотоциклы — уже вторая волна снижения цен за год.
Импортёры замораживают деньги в «неликвиде», сокращают закупки, а рынок мотоциклов в целом упал на 20—35% в сравнении с прошлым годом.
Итог
Стратегия безудержного напора без оглядки обернулась для китайского автопрома перенасыщением, падением продаж и обвалом импорта. На горизонте — ни одного сильного конкурента. Но и путь вперёд — не светлый хайвей, а затяжной ремонт с пробками и убытками. Хочешь — верь, хочешь — проверь: рынок рассудит всех.
Знаете ли вы
Самые популярные китайские автомобили в России
Модель | Производитель | Класс/Тип | Диапазон цен (₽) | Краткое описание/особенности |
---|---|---|---|---|
Haval Jolion | Haval | Кроссовер | 2,1—3 млн | Самый популярный кроссовер, доступная цена, хорошие опции |
Haval Dargo (DaGou/Big Dog) | Haval | Кроссовер | 1,3—4,1 млн | Мощный двигатель, полный привод, высокий спрос |
Chery Tiggo 7 Pro | Chery | Кроссовер | 2,2—3,5 млн | Надёжность, современный дизайн, популярность в РФ |
Geely Coolray | Geely | Кроссовер | 2,8—2,9 млн | Турбодвигатель, современное оснащение |
Geely Atlas Pro | Geely | Кроссовер | от 2,7 млн | Технологичный, адаптирован для РФ |
Chery Arrizo 8 | Chery | Седан | 3,02 млн | Один из самых популярных седанов 2025 года |
Geely Preface | Geely | Седан | 3,47 млн | Флагманский бизнес-седан, ожидаемая новинка |
Changan CS75FL | Changan | Кроссовер | 2,5—3,5 млн | Хорошее соотношение цены и оснащения |
Exeed VX | Exeed | Кроссовер | 3,5—5,5 млн | Флагман, премиум-опции, большой салон |
Omoda C5 | Omoda | Кроссовер | 2,3—3,2 млн | Современный дизайн, высокий спрос |
Китайские автомобили всё активнее осваивают российский рынок.
Как в Москве улучшают китайские автомобили: болевые точки и народные доработкиМногих водителей удивят данные экспертов.
Сколько стоит владение автомобилем в Москве: неожиданные результаты исследованияВодителям всё чаще приходится сталкиваться с подделками на рынке автозапчастей.
Как не нарваться на подделку: советы москвичам по выбору запчастей для автомобиля