Почему в метро между «Павелецкой» и «Автозаводской» так темно? Раскрываем историю станции-призрака

Что скрывается под обычным двориком на Дербеневской улице?
Если вы когда-нибудь бывали в длинном тёмном тоннеле метро между станциями «Павелецкая» и «Автозаводская», гадая, почему же там нет станции, то знайте — она должна была быть!
Станция с загадочным названием «Дербеневская» давно висит в «подземном воздухе» московского метро, как хороший несбывшийся план.
Изначально о «Дербеневской» заговорили ещё в 1940-х годах. Это была одна из тех станций, что должны были обеспечить удобную пересадку на перегоне между двумя соседними узлами метро.
Казалось бы, зачем ещё одна?
Да потому что от «Павелецкой» до «Автозаводской» рукой подать никак нельзя — пешком идти около 20-25 минут, а наземного транспорта там почти нет. В Москве-то, где метро — как кровь в венах, такая станция могла бы стать глотком свежего воздуха для пеших путешественников.
Но судьба распорядилась иначе. Для начала был сделан технический задел — наклонный ход, который представлял собой нечто вроде подвала во дворе на Дербеневской улице, дом 12.
Сейчас он ничем не выделяется, обыденный, как квартира с тремя кошками на пятом этаже.
Но если присмотреться, этот «подвальчик» — самый настоящий эскалаторный комплекс, только не достроенный. Вот где кроется затаённый секрет!
Есть забавная легенда: во время войны в начале 1940-х этот наклонный ход якобы использовали как укрытие для работников соседней ситценабивной фабрики.
Представьте себе — под землёй в этом подсобном помещении скрипят старые детали, а люди прячутся от воздушных налётов.
Оно и понятно: строительство станции пришлось свернуть из-за войны, а потом пришли новые московские планы, где «Дербеневская» уже не была на первом месте.
В 2010-х снова вспомнили о забытой станции, но участок уже занял кто-то другой.
Под землёй остался лишь длинный тёмный перегон и старый вентиляционный ход — словно недостроенная глава из московской подземной истории, которую читали только единицы.
Почему же так сложилось?
Оказывается, строительство «Дербеневской» осложнялось глубокой закладкой тоннелей — это всегда дорого и сложно. Кроме того, рядом рядом находится железнодорожная платформа «Дербеневская» (бывшая «Москва-Товарная»), которая теперь станет частью Московского Центрального Диаметра (МЦД-5).
Поезда МЦД смогут доставлять людей туда быстро и удобно, и новый участок метро в этом месте как бы теряет актуальность.
А ещё немаловажно, что название «Дербеневская» связано с одноимённой улицей и историческим урочищем Дербеневка — это очень древнее место, которое упоминалось ещё в четырнадцатом веке.
Ударение в названии при этом падает на второе «е», хотя местные нередко называют станцию «Дербенёвской» — кто-то для красоты, а кто-то по привычке.
В итоге, «Дербеневская» остаётся словно призрак московского метро: середина прошлого века, недостроенный эскалаторный ход, штабеля планов, сменивших друг друга, и тихий двор с обычным подвальным входом.
Как будто метрополитен сам подмигивает и говорит: «Вот тебе загадка — станция, которой нет, но которая могла изменить город».
Так что если будете гулять по Дербеневской улице, задумайтесь: под вашими ногами может прятаться недостроенная тайна, стоящая на страже спокойствия москвичей вот уже больше семидесяти лет.
Кто знает, может рано или поздно её достроят, и тогда вы сможете сказать: «Я ходил туда, где метро начиналось, но так и не закончилось».
А пока «Дербеневская» — это отличный повод вспомнить, что под землёй у столицы скрывается не только лица метро, но и целые истории, которые достойны большого приключенческого романа, пишет
Метро столицы не тульский пряник. Не всем нравится.
«Проектировали какие-то нелюди»: какой оценкой люди наградили Московский метрополитенПуть к метро больше не будет походить на полосу препятствий.
До «Корниловской» без преград: три станции метро станут образцом комфорта и доступности
Это своеобразный рекорд.
«Румянцево»: станция Новой Москвы, которую лишили особого статуса через 29 дней