• 78,47
  • 92,28

«Полулегальные чаты»: как новые законы о такси ударят по московским пассажирам и водителям

Служба такси

Российский рынок такси входит в турбулентную зону.

Постоянные законодательные изменения ставят под удар не только самих перевозчиков, но и простых пассажиров. К осени дефицит водителей может достичь 30% и выше, а цена за поездки — стремительно вырасти. Почему так происходит и какие последствия это сулит — разбираемся вместе.

Локализация машин: прощай, иномарка?

С марта 2026 года в реестр такси больше не попадут машины, не собранные в России. Уже включённые авто останутся, но до первой перерегистрации. На первый взгляд — попытка укрепить отечественный автопром. Но на деле — новая головная боль для отрасли.

«Пока даже нет окончательного списка локализованных моделей. А если такие ограничения распространят и на частные авто, то рынок серьёзно просядет», — делится мнением Юрий Емец, глава новосибирской «Ассоциации таксопарков».

В службах заказа, например, в «Максиме», подчёркивают: подобные барьеры только душат конкуренцию. Ни в одной развитой стране мира, даже с сильным автопромом, нет запретов на иномарки в такси. Всё решают комфорт и безопасность.

К чему это приведёт?

  • Рост «чёрного рынка» перевозок;
  • Уход самозанятых с платформ;
  • Повышение цен на поездки.

Самозанятые под давлением: лимит как ловушка

Официально работать таксистом теперь можно только как ИП или самозанятый. Но для последних установлен предел — 2,4 миллиона рублей в год. И это — валовой доход, без вычета комиссии агрегатора, аренды, бензина и прочих расходов.

«У многих лимит заканчивается за 8—10 месяцев. Дальше — только регистрация ИП, а это новые траты и бумажная волокита», — поясняет Юрий Емец.

Переход в ИП оборачивается:

  • затратами на страховки;
  • необходимостью самостоятельной регистрации авто;
  • потерей времени — до месяца.

Тем временем индексировать лимит власти не собираются до 2029 года, несмотря на инфляцию. Вывод прост: многие таксисты уйдут с рынка, не выдержав налоговой и бюрократической нагрузки.

Поездки с детьми под угрозой

Ещё одно нововведение — запрет на повышенные коэффициенты для поездок с детьми. Это ставит под сомнение саму возможность перевозки юных пассажиров.

«Возить кресло, тратить время на посадку — и всё за те же 150 рублей? Сомневаюсь, что кто-то согласится», — откровенничает водитель Анатолий.

В «Яндекс Такси» уверены: отмена «Детского тарифа» не сделает поездки доступнее, а просто сократит число водителей, готовых возить малышей. Аналогичная позиция у сервиса «Максим», хотя у них и нет доплат за детские поездки — такие заказы по-прежнему возможны через приложение.

Последствия: рост цен и падение безопасности

Эксперты сходятся во мнении: на фоне всех изменений цена поездки к осени может вырасти на 15—20%, а качество и безопасность, наоборот, снизятся.

«Таксопарки начинают уходить в каршеринг — сдавать авто в аренду выгоднее, чем держать водителя в такси. В результате пассажиры будут искать дешёвые, но неофициальные варианты — через соцсети или полулегальные чаты», — отмечает Емец.

Что это значит для пассажиров?

  • Меньше проверенных водителей;
  • Риск попасть в машину без лицензии и страховки;
  • Рост «серых» схем и обналички.

Куда катится такси?

Такси в России сегодня — на распутье. С одной стороны, государство хочет навести порядок, с другой — перегибает с требованиями, отталкивая водителей. Пассажиру остаётся выбирать: или платить больше за легальность, или рисковать с «гаражными» перевозчиками.

Знаете ли вы

Самые популярные службы такси в России (2025)

Служба/ПриложениеОписание и особенностиОхват/ГородаПримечания
Яндекс Go (Яндекс.Такси)Лидер рынка (96% заказов через приложения), широкий функционал, разные классы авто, высокий уровень сервисаВся РоссияСамый популярный сервис, интеграция с Uber
MaximПопулярная федеральная служба, удобное приложение, возможность планирования поездкиВся Россия, регионыВысокий рейтинг удобства, доступные тарифы
СитимобилКрупный агрегатор, выбор класса, бонусы, скидки, собственный автопаркКрупные городаВходит в экосистему Яндекса
ТаксовичкофВысокое качество обслуживания, возможность предварительного заказа, бонусыМосква, Санкт-Петербург, регионыСтабильный сервис, развитая служба поддержки
GettМеждународный сервис, быстрый поиск и подача, оплата картой, рейтинг водителейМосква, крупные городаОдин из лидеров по удобству и скорости заказа
UberИнтегрирован с Яндекс.Такси, международный бренд, удобное приложениеМосква, крупные городаС 2018 года принадлежит Яндекс.Такси
Везёт/Лидер/РутаксиФедеральные агрегаторы, работают через партнерские службы, скидки, бонусыВся РоссияОбъединяют множество локальных служб
Составлен список марок машин для работы в такси: ждете BMW и Mercedes?

Власти хотят локализовать все таксоморы: машины должны быть произведены в России или соответствовать требованиям.

Составлен список марок машин для работы в такси: ждете BMW и Mercedes?
«Дорогу покажете?» — москвичи больше не услышат этот вопрос от таксистов и вот почему

В Москве вводят новое правило для таксистов: теперь каждый водитель должен пройти экзамен на знание города.

«Дорогу покажете?» — москвичи больше не услышат этот вопрос от таксистов и вот почему
Патриотизм за счёт пассажира: поездки на такси станут роскошью — а что взамен
Патриотизм за счёт пассажира: поездки на такси станут роскошью — а что взамен

Такси может подорожать на треть — локализация обойдётся в сотни рублей.

Патриотизм за счёт пассажира: поездки на такси станут роскошью — а что взамен