«Полулегальные чаты»: как новые законы о такси ударят по московским пассажирам и водителям

Российский рынок такси входит в турбулентную зону.
Постоянные законодательные изменения ставят под удар не только самих перевозчиков, но и простых пассажиров. К осени дефицит водителей может достичь 30% и выше, а цена за поездки — стремительно вырасти. Почему так происходит и какие последствия это сулит — разбираемся вместе.
Локализация машин: прощай, иномарка?
С марта 2026 года в реестр такси больше не попадут машины, не собранные в России. Уже включённые авто останутся, но до первой перерегистрации. На первый взгляд — попытка укрепить отечественный автопром. Но на деле — новая головная боль для отрасли.
«Пока даже нет окончательного списка локализованных моделей. А если такие ограничения распространят и на частные авто, то рынок серьёзно просядет», — делится мнением Юрий Емец, глава новосибирской «Ассоциации таксопарков».
В службах заказа, например, в «Максиме», подчёркивают: подобные барьеры только душат конкуренцию. Ни в одной развитой стране мира, даже с сильным автопромом, нет запретов на иномарки в такси. Всё решают комфорт и безопасность.
К чему это приведёт?
- Рост «чёрного рынка» перевозок;
- Уход самозанятых с платформ;
- Повышение цен на поездки.
Самозанятые под давлением: лимит как ловушка
Официально работать таксистом теперь можно только как ИП или самозанятый. Но для последних установлен предел — 2,4 миллиона рублей в год. И это — валовой доход, без вычета комиссии агрегатора, аренды, бензина и прочих расходов.
«У многих лимит заканчивается за 8—10 месяцев. Дальше — только регистрация ИП, а это новые траты и бумажная волокита», — поясняет Юрий Емец.
Переход в ИП оборачивается:
- затратами на страховки;
- необходимостью самостоятельной регистрации авто;
- потерей времени — до месяца.
Тем временем индексировать лимит власти не собираются до 2029 года, несмотря на инфляцию. Вывод прост: многие таксисты уйдут с рынка, не выдержав налоговой и бюрократической нагрузки.
Поездки с детьми под угрозой
Ещё одно нововведение — запрет на повышенные коэффициенты для поездок с детьми. Это ставит под сомнение саму возможность перевозки юных пассажиров.
«Возить кресло, тратить время на посадку — и всё за те же 150 рублей? Сомневаюсь, что кто-то согласится», — откровенничает водитель Анатолий.
В «Яндекс Такси» уверены: отмена «Детского тарифа» не сделает поездки доступнее, а просто сократит число водителей, готовых возить малышей. Аналогичная позиция у сервиса «Максим», хотя у них и нет доплат за детские поездки — такие заказы по-прежнему возможны через приложение.
Последствия: рост цен и падение безопасности
Эксперты сходятся во мнении: на фоне всех изменений цена поездки к осени может вырасти на 15—20%, а качество и безопасность, наоборот, снизятся.
«Таксопарки начинают уходить в каршеринг — сдавать авто в аренду выгоднее, чем держать водителя в такси. В результате пассажиры будут искать дешёвые, но неофициальные варианты — через соцсети или полулегальные чаты», — отмечает Емец.
Что это значит для пассажиров?
- Меньше проверенных водителей;
- Риск попасть в машину без лицензии и страховки;
- Рост «серых» схем и обналички.
Куда катится такси?
Такси в России сегодня — на распутье. С одной стороны, государство хочет навести порядок, с другой — перегибает с требованиями, отталкивая водителей. Пассажиру остаётся выбирать: или платить больше за легальность, или рисковать с «гаражными» перевозчиками.
Знаете ли вы
Самые популярные службы такси в России (2025)
Служба/Приложение | Описание и особенности | Охват/Города | Примечания |
---|---|---|---|
Яндекс Go (Яндекс.Такси) | Лидер рынка (96% заказов через приложения), широкий функционал, разные классы авто, высокий уровень сервиса | Вся Россия | Самый популярный сервис, интеграция с Uber |
Maxim | Популярная федеральная служба, удобное приложение, возможность планирования поездки | Вся Россия, регионы | Высокий рейтинг удобства, доступные тарифы |
Ситимобил | Крупный агрегатор, выбор класса, бонусы, скидки, собственный автопарк | Крупные города | Входит в экосистему Яндекса |
Таксовичкоф | Высокое качество обслуживания, возможность предварительного заказа, бонусы | Москва, Санкт-Петербург, регионы | Стабильный сервис, развитая служба поддержки |
Gett | Международный сервис, быстрый поиск и подача, оплата картой, рейтинг водителей | Москва, крупные города | Один из лидеров по удобству и скорости заказа |
Uber | Интегрирован с Яндекс.Такси, международный бренд, удобное приложение | Москва, крупные города | С 2018 года принадлежит Яндекс.Такси |
Везёт/Лидер/Рутакси | Федеральные агрегаторы, работают через партнерские службы, скидки, бонусы | Вся Россия | Объединяют множество локальных служб |
Власти хотят локализовать все таксоморы: машины должны быть произведены в России или соответствовать требованиям.
Составлен список марок машин для работы в такси: ждете BMW и Mercedes?В Москве вводят новое правило для таксистов: теперь каждый водитель должен пройти экзамен на знание города.
«Дорогу покажете?» — москвичи больше не услышат этот вопрос от таксистов и вот почему
Такси может подорожать на треть — локализация обойдётся в сотни рублей.
Патриотизм за счёт пассажира: поездки на такси станут роскошью — а что взамен