«Тяжёлый период»: почему такси в Москве оказалось на грани краха и что ждёт пассажиров дальше

Цены вырастут, аварий станет больше, а легальных машин — меньше.
Российский рынок такси оказался в предкризисном состоянии. Водители и владельцы таксопарков заявляют: отрасль на грани выживания.
Причины —
- рост цен на автомобили,
- неподъёмные лизинговые ставки,
- увеличение налоговой нагрузки.
Как следствие — возможный массовый уход в «серую» зону, подорожание поездок и рост аварийности на дорогах.
Налоговая удавка и риск обвала: что происходит в индустрии
Общественный совет по развитию такси направил официальное обращение в Минфин и Минэкономразвития. В документе содержится просьба снизить ставку НДС на 50% — по аналогии с общественным питанием.
В противном случае, считают участники рынка, легальный бизнес будет вытеснен нелегалами, а компании начнут массово дробиться и уходить в тень.
Рынок такси переживает тяжёлый период. А введение НДС в 5%, 7% и до 20% с начала года ещё больше отразилось на показателях рентабельности, — рассказал Руслан Сатретдинов, руководитель таксопарка «Ритм».
Особенно остро ситуация затронула автопредприятия с автопарком от 50 машин и выручкой более 60 миллионов рублей. По оценкам экспертов, налоговая нагрузка на таких игроков достигла 30—40% от чистой прибыли. Это делает бизнес фактически нерентабельным.
Что означает «уход в тень» и чем это грозит
Если компании начнут массово переходить на серые схемы, это не только ударит по налоговым поступлениям, но и создаст серьёзные риски для безопасности. Без контроля со стороны государства резко снизится качество обслуживания и вырастет число аварий.
Для таксопарков вопрос господдержки ещё более актуален, чем для сферы питания, так как таксопарки напрямую не влияют на ценообразование, а тарифы устанавливают службы заказов легковых такси (агрегаторы), — добавил Сатретдинов.
Совет подчёркивает: без поддержки государством легальный сектор такси может попросту исчезнуть.
Поддержка на бумаге есть — но воспользоваться ей почти невозможно
Формально компании могут компенсировать часть затрат за счёт вычета входящего НДС — например, на топливо, запчасти и лизинг.
Однако такая возможность есть только у «классических» таксопарков, которые владеют машинами, нанимают водителей и полностью контролируют процесс перевозки.
На практике большинство компаний работают по другой схеме: арендуют автомобили водителям, которые оформлены как самозанятые или ИП. Для таких моделей действующие налоговые механизмы поддержки просто не применимы.
Что будет дальше: рост цен и падение доступности
Последствия очевидны: без господдержки отрасль ждёт рост тарифов и снижение доступности такси для обычных пассажиров. А тем временем агрегаторы продолжают диктовать условия, а государство — молчать.
Если ситуация не изменится, то, как подчёркивают участники рынка, Россия может остаться без легального такси. А это значит — рост «серых» перевозчиков, снижение уровня сервиса и больше риска для пассажиров.
Знаете ли вы
Самые популярные агрегаторы такси в Москве
Сервис/агрегатор | Описание и особенности |
---|---|
Яндекс Go (Яндекс.Такси) | Главный лидер рынка. Быстрая подача, широкий автопарк, множество тарифов и функций. |
Ситимобил | Долгое время был вторым по популярности, сейчас уступает позиции, но все еще узнаваемый и востребованный. |
Rutaxi (Везёт) | Сервис с фокусом на экономные поездки, действует с бонусами и скидками, доступен в крупных городах. |
Drivee | Недавно появился на рынке; делает упор на современные технологии и гибкость. |
Wheely | VIP-такси премиум-класса с личными водителями, популярно среди обеспеченных клиентов. |
Максим | Известен доступными тарифами, онлайн-заказ через приложение, преимущественно в регионах. |
Старое такси Москва | Классическая служба с собственным автопарком, стажированные водители, надёжность и индивидуальный подход. |
Gett и Uber Russia | Интегрированы в Яндекс Go, бренд Gett почти исчез, Uber остался только как часть Яндекса. |
Зазывалам придётся менять тактику.
«Идёт в плюс "бомбилам"»: в московских аэропортах ввели новый штраф для таксистов — вот за что их накажутВ России может исчезнуть отдельный «детский» тариф в сервисах такси.
Такси без «детского» тарифа: кому это поможет, а кому — навредитС 1 марта 2026 года в России вступят в силу новые требования к такси.
Закон о такси с 2026 года: подорожает ли поездка и останутся ли машины в Москве