Закон о такси с 2026 года: подорожает ли поездка и останутся ли машины в Москве

С 1 марта 2026 года в России вступят в силу новые требования к такси.
Госдума ужесточает правила, касающиеся уровня локализации автомобилей. В этом материале — разбор, что именно изменится, как это скажется на ценах, какие машины ещё можно будет использовать и с какими трудностями столкнутся водители.
Что изменится в законе о такси?
Согласно новым нормам, право работать в такси получат только те машины, которые соответствуют одному из двух критериев:
- набирают нужное количество баллов по системе локализации (сейчас — минимум 3200),
- или произведены в рамках СПИК — специального инвестиционного контракта — в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.
С 2033 года останется лишь один критерий — количество баллов. Причём планка будет постепенно расти:
- в 2027 году — до 3500,
- в 2028-м — до 3700.
Баллы начисляются за использование отечественных комплектующих и локальное производство: например,
- сварка кузова — это 400 баллов,
- покраска — 500,
- металл российского происхождения даёт ещё 200 баллов.
Что будет с текущим автопарком?
Если ваша машина уже зарегистрирована как такси до 1 марта 2026 года — можете не волноваться: новые нормы на неё не распространяются. Cейчас на линиях работает более миллиона автомобилей, и менять их никто не заставит — главное, чтобы машина оставалась исправной.
Знаете ли вы
Также для некоторых регионов введены отсрочки: Калининград и Сибирь — до 2028 года, а Дальний Восток — до 2030 года.
Почему это делают?
Официальная цель закона — поддержка отечественного автопрома. После ухода иностранных брендов в 2022 году рынок ощутил острую нехватку новых машин. Именно Россия должна заняться производством машин, иначе за нас этого не сделает никто.
Предполагается, что эти меры создадут дополнительный спрос на российские автомобили (по прогнозам — до 50 тысяч машин в год) и принесут бюджету дополнительные миллиарды в виде налогов. Кроме того, предложено распространить требования и на каршеринг.
Какие машины «пройдут»?
На данный момент Минпромторг ещё не обнародовал окончательный перечень разрешённых моделей. Однако, по предварительным данным, под требования могут попасть:
- Lada Granta, Vesta, Aura;
- Haval Jolion, F7/F7x;
- Kaiyi E5;
- BAIC U5 Plus.
Это значит, что таксопарки будут выбирать из ограниченного списка — в основном сегмент «эконом». Машины бизнес-класса, особенно иностранные, не набирают нужное количество баллов. Сегменты «комфорт» и «бизнес» практически исчезают.
Подорожает ли такси?
С высокой вероятностью — да. Исследования показывают: в течение ближайших 5—7 лет тарифы могут вырасти на 20—50%. Причины очевидны:
- удорожание новых автомобилей;
- сокращение предложения;
- сложности у самозанятых водителей с обновлением машин.
Знаете ли вы
Власти утверждают, что переход будет плавным. Лицензии, выданные до 2026 года, будут действовать 5 лет. Это даст рынку время на адаптацию, что должно сдержать резкий рост цен.
Риски для самозанятых
Наибольшая нагрузка, по мнению экспертов, ложится на самозанятых — тех, кто работает на собственных автомобилях без юридического лица. Многие из них ездят на подержанных иномарках, которые под новые нормы не подходят.
Заменить такую машину на новую, локализованную, — значит вложиться в авто в два, а то и три раза дороже. При этом самозанятые не имеют доступа к корпоративным скидкам и субсидиям, которые есть у крупных автопарков.
Как сгладить последствия?
Чтобы избежать дефицита машин и скачка цен, депутаты предлагают:
- развивать кооперативные закупки — объединения водителей для коллективного лизинга;
- внедрять микролизинг с господдержкой;
- субсидировать покупку отечественных электромобилей;
- расширить программы господдержки не только на автопарки, но и на самозанятых.
Вывод
Новый закон о локализации такси — шаг, направленный на защиту и развитие отечественного автопрома. Он решает важные стратегические задачи, но создаёт и ощутимые вызовы — особенно для водителей, работающих в одиночку.
Удастся ли сохранить баланс между поддержкой отрасли и доступностью такси для пассажиров — покажет время. Пока же очевидно одно: изменения будут, и к ним нужно готовиться заранее.
Знаете ли вы
Стоимость такси по регионам России на начало лета 2025 года
Регион/Город | Средняя стоимость поездки (руб.) | Средняя цена за 1 км (руб.) | Динамика цен и особенности |
---|---|---|---|
Москва | 825 | 50—55 | Рост на 8% за год, высокий спрос, высокий уровень сервиса |
Санкт-Петербург | 630 | 45—50 | Рост на 9% за год, высокий спрос |
Дальний Восток | 650—700 | 65,14 | Самые высокие тарифы в стране |
Краснодарский край | 578 | 45—50 | Рост более 30% за год, дефицит водителей и машин |
Тюменская область | 500—600 | 40—45 | Рост на 10—30% за год, влияние новых страховых требований |
Приволжский округ | 400—500 | 36,06 | Самые низкие тарифы в РФ |
Средняя по России | 600 | 47,77 | Выросла на 16% за год, темпы роста замедляются |
В Госдуме задумались, как помочь будущим мамам.
Бесплатное такси для беременных: идея пришла откуда не ждалиВ Москве вводят новое правило для таксистов: теперь каждый водитель должен пройти экзамен на знание города.
«Дорогу покажете?» — москвичи больше не услышат этот вопрос от таксистов и вот почемуТакси может подорожать на треть — локализация обойдётся в сотни рублей.
Патриотизм за счёт пассажира: поездки на такси станут роскошью — а что взамен