Убогая или лаконичная? Эта станция метро в Москве стала инженерным подвигом

История смелых решений.
Подмосковье, середина 70-х годов. В Москве расширяют метро, а инженерная мысль заставляет искать новые решения.
Так и родилась станция «Сходненская» — одна из самых необычных в Москве, которая до сих пор удивляет своей смелостью и простотой.
Пронзая канал под Москвой
Самая большая сложность при строительстве станции была — тоннели нужно было протянуть под каналом, соединяющим Москву-реку с Химкинским водохранилищем.
Казалось бы, обычная задача для метростроителей, но здесь всё усложнялось тем, что тоннели делали на малой глубине, около 6 метров. Это было в новинку для московского метро.
Первоначально инженерный план сводился к прокладке на 10—11 метрах, где были прочные известняковые породы.
Но чтобы туда добраться, нужно было взрывать породу, что могло вызвать прорыв воды через мягкие грунты сверху — катастрофа была бы неминуема.
К тому же, если углубиться ещё глубже, получился бы слишком крутой уклон тоннеля, что осложнило бы движение поездов.
Пришлось изобретать. На дне канала сделали целую замороженную плиту из грунта толщиной в 4 метра: сначала выемка, потом замораживание колонок, засыпка грунта, снова мороз — такой себе криогенный щит от воды и просадок.
Работать можно было только зимой, когда судоходство было закрыто, поэтому времени на эти работы дали всего пять месяцев.
Семь месяцев упорных зимних работ — и тоннели из-под канала были пройдены.
Проверки грунта показали стабильность, и железнодорожный путь со всей инфраструктурой начали монтировать. Несмотря на трудности инженерии, всё получилось точно и вовремя.
Возвращение односводчатой классики
Кроме инженерных курьёзов «Сходненская» знаменательна ещё и тем, что стала первой односводчатой станцией метро в Москве после долгого перерыва — с 1938 года, когда была построена станция «Аэропорт».
Что такое односводчатая станция? Это такая, где нет колонн и пилонов, один большой свод, создающий простор и ощущение лёгкости.
Глубина заложения станции была небольшой — всего 6 метров, и строили её открытым способом, то есть сверху раскапывали землю, сооружали станцию, потом закрывали несколько метров грунта.
Это позволяло значительно сократить сроки по сравнению с глубокими станциями.
Зал-свод и простота вместо излишеств
Архитектурный облик разработали Лев Попов и Анна Фокина — частые коллеги, уважавшие лаконичность и функциональность. «Сходненская» отказалась от роскоши в пользу удобства и элегантности.
Потолок выполнен в технике «обратных кессонов» — это когда не углубления, а наоборот, объёмные квадратные выступы с тщательно расставленными светильниками.
Благодаря этому станция кажется светлой и просторной, даже несмотря на малую площадь.
Стены облицованы мрамором тёплого розово-коричневого оттенка. Название станции написано простыми буквами, вставки из цветного металла выглядят аккуратно, но приглядевшись, легко понять, что это скрывающие функциональные элементы — шкафы с кабелями.
Пол выложен светло-серым гранитом — тоже без лишних украшательств. Единственные объёмные детали — рельефы у выходов в город, но никаких скульптур или панно.
Станция получилась не бедной, а именно лаконичной — сдержанной, рациональной и очень удобной для огромного потока пассажиров, которые идут по ней десятилетиями.
Почему «Сходненская» важна для метро Москвы
После «Сходненской» московские строители метро активно взялись за проектирование односводчатых станций, которые стали заменять тяжеловесные хрущёвские «сороконожки» — станции с множеством колонн.
Новая станция задала тренд на облегчение пространства и оптимизацию строительства, совмещая эстетику с инженерной изобретательностью.
История «Сходненской» — свидетельство того, что даже под каналом и с ограничениями по времени можно найти решение, которое открывает новый этап в урбанистике.
Сегодня эта станция напоминает о смелости инженеров и архитекторов, их умении сочетать простоту и технологичность в одном пространстве, создавая метро для миллионов жителей столицы.
Так что её незаметная внешность — лишь маска скромности. На самом деле «Сходненская» — это маленький подвиг советской инженерии и архитектуры.