Жара в общественном транспорте: почему в автобусах так душно и кто в этом виноват

Кондиционеры часто ломаются, и проблема остаётся нерешённой.
Это лето в России снова выдалось очень жарким. На улице температура поднимается выше +30°C, а в автобусах становится просто невыносимо душно.
Казалось бы, в 2025 году с новыми нормами и обновлённым парком автобусов эта проблема должна была исчезнуть.
Но нет — духота и жар в салонах по-прежнему мучают пассажиров.
Есть правила — нет прохлады
Много лет назад чиновники решили: если на улице жарко, то в автобусе температура не должна быть выше +25°C. В Госдуме даже приняли законопроект — все большие автобусы обязаны быть оснащены кондиционерами. Но на практике всё сложнее.
Даже новые автобусы не всегда могут обеспечить прохладу.
Кондиционеры часто ломаются или просто не тянут нагрузку. Пассажиры жалуются в самых разных частях страны — от Калининграда до Хабаровска.
В Челябинске выяснили, что почти в каждом третьем автобусе кондиционер не работает.
Почему так происходит?
Многие производители экономят на установке кондиционеров. Вместо качественного российского оборудования покупают дешёвые китайские кондиционеры. Они стоят дешевле, но часто быстро ломаются.
С китайскими кондиционерами ещё одна проблема — трудно понять, что именно сломалось.
Они показывают одно и то же сообщение об ошибке, и ремонтникам приходится тратить много времени на диагностику. Запчасти не всегда есть, а если есть — часто плохого качества.
Из-за этого перевозчики получают штрафы и сталкиваются с жалобами.
Так, летом 2024 года в Курске оштрафовали перевозчиков из-за неработающих кондиционеров в 19 новых автобусах.
Российские кондиционеры — лучшее решение
В России есть хорошие заводы, которые производят качественные кондиционеры. Заводы в Башкортостане и Владимирской области уже доказали, что могут делать надежные системы. Автобусы с такими кондиционерами гораздо реже вызывают жалобы.
Да, российское оборудование иногда стоит чуть дороже, но для пассажиров и перевозчиков это оправдано.
К тому же, цены на автобусы для регионов фиксированы государством и не зависят от того, какие кондиционеры ставят.
Если государство поддержит производителей — предоставит налоговые льготы и снизит тарифы — цены на российские кондиционеры могут стать ещё ниже.
Что нужно делать?
Общественный совет при Минтрансе предлагает сделать отечественные комплектующие обязательными при производстве автобусов. Это важно не только для комфорта пассажиров, но и для безопасности.
Президент России уже говорил: при сборке автобусов надо использовать российские детали. Но пока многие игнорируют это требование, потому что китайские дешевле.
Летом 2025 года ясно показало: терпеть духоту в автобусах нельзя. Новые автобусы и правила — это хорошо, но без качественных кондиционеров всё бесполезно.
Пассажиры рискуют получить тепловой удар, а водители — испытывают сильный дискомфорт, пишет АиФ.