«Не запрет, но сильный барьер»: что будет с ценами на иномарки в Москве из-за утильсбора

Автомобилистам, желающим пригнать иномарку из-за границы для личного пользования, придётся раскошелиться.
Минпромторг России предложил распространять коммерческий утилизационный сбор на машины с мощностью двигателя от 160 лошадиных сил, даже если их завозит частное лицо. Цель нововведения — пополнение бюджета на поддержку отечественного автопрома.
Но есть нюанс: подорожание коснётся всех, кто рассчитывал сэкономить на покупке автомобиля за границей. Портал DAY.RU разобрался в сложном вопросе вместе с кандидатом экономических наук Марией Долговой.
Что такое утильсбор и почему его пересматривают?
Утилизационный сбор — это обязательный платёж при ввозе транспорта, который ранее касался в основном коммерческих поставок. Он рассчитывается по формуле: базовая ставка × коэффициент, где базовая ставка на легковушки в 2025 году составляет 20 000 рублей.
До сих пор частные покупатели платили по льготной схеме:
- Новый автомобиль — всего 3 400 ₽ (20 000 × 0,17)
- Автомобиль старше 3 лет — 5 200 ₽ (20 000 × 0,26)
Но только если двигатель не превышал 3 литра объёма, а машина оставалась в собственности не менее года.
Теперь же ситуация меняется: даже если авто покупается для себя, если оно мощное — будьте готовы платить по «взрослой» ставке.
Как меняются коэффициенты для коммерческого утильсбора?
С 1 января 2025 года вводятся следующие коэффициенты:
- Электромобили:
— Новые — 33,37
— Старше трёх лет — 58,7 - Двигатель до 1 л:
— Новые — 9,01
— Старше 3 лет — 23 - От 1 до 2 л:
— Новые — 33,7
— Старше 3 лет — 58,7 - От 2 до 3 л:
— Новые — 93,77
— Старше 3 лет — 141,97 - От 3 до 3,5 л:
— Новые — 107,67
— Старше 3 лет — 164,84 - От 3,5 л:
— Новые — 137,11
— Старше 3 лет — 180,24
Знаете ли вы
Простой расчёт показывает: вместо 5 тысяч рублей за старый внедорожник, вы можете заплатить более 360 тысяч только за утильсбор (пример: 20 000 × 180,24). Почувствуйте разницу.
Чем это грозит покупателям?
Рост ставок ударит по тем, кто привозит авто из Японии, Кореи, Европы и США — особенно в премиальном и внедорожном сегментах. По оценкам экспертов, подорожание может составить от 10 до 30% в зависимости от объёма двигателя и возраста автомобиля.
Также возможны следующие последствия:
- Снижение объёмов параллельного импорта
- Сужение ассортимента иномарок на вторичном рынке
- Повышение цен на новые и подержанные авто
- Замедление спроса из-за удорожания
Что это значит для авторынка?
«Игра» на рынке меняется. В выигрыше — отечественные производители, получающие субсидии. В проигрыше — потребители, мечтающие о доступной иномарке. Новый утильсбор не запрет, но сильный барьер для импорта, — отмечает Мария Долгова.
Так что если вы задумывались о покупке автомобиля из-за границы — возможно, стоит поторопиться. В 2025 году даже машина для себя может стать значительно дороже.
Знаете ли вы
Темпы продаж иномарок в России
Показатель / Бренд | Май 2025 | Динамика к 2024 г. | Комментарии |
---|---|---|---|
Всего новых легковых авто | 91 218 | —28,3% | Продажи всех новых авто в мае 2025 года по сравнению с маем 2024 года |
Продажи иномарок (апрель) | 66 796 | —25% | Доля иномарок на рынке — 67% в апреле 2025 года |
Продажи импортных авто (апрель) | 44 800 | —43% | Импортные авто (не локализованные) — резкое падение поставок |
Лидер среди иномарок — Haval | 10 623 | — | Самая продаваемая иномарка в мае 2025 года |
Chery | 9 780 | — | Второй по продажам иностранный бренд |
Geely | 6 299 | — | Третий по продажам иностранный бренд |
Changan | 5 639 | — | Четвёртый по продажам иностранный бренд |
OMODA | 2 235 | —53,3% | Самое сильное падение среди ТОП-10 иномарок |
Jetour | 3 356 | +8,3% | Рост продаж в мае 2025 года |
Belgee | 3 612 | +0,4% | Небольшой рост |
Solaris | 1 968 | +69,7% | Существенный рост |
Доля китайских брендов в импорте | 73,9% | — | Китай — абсолютный лидер среди иностранных поставщиков |
Китайские автомобили всё активнее осваивают российский рынок.
Как в Москве улучшают китайские автомобили: болевые точки и народные доработкиС 1 марта 2026 года в России вступят в силу новые требования к такси.
Закон о такси с 2026 года: подорожает ли поездка и останутся ли машины в МосквеВ Советском Союзе авто было не просто средством передвижения — это была почти мечта.
«Зубило», «Ушастый» и другие: прозвища автомобилей из СССР, которые были в ходу в Москве