• 79,75
  • 91,30

Ночь, когда музеи не спали: в Подмосковье снова доказали, что история бывает не скучной

Ночь музеев

Около 10 тысяч человек выбрали не сериалы и пиццу, а старинные усадьбы, кареты, спектакли и тишину, в которой снова зазвучали Пушкин, Чехов и Шопен.

Всю ночь — без фонарей, но с душой. Подмосковье отметило «Ночь музеев» не галочкой, а размахом. Как сообщает пресс-служба министерства культуры и туризма Московской области, 17 и 18 мая около 10 тысяч человек вышли из дома не в бар и не в ТЦ, а в музей. Это не столько цифра, сколько симптом: людям снова интересно, кто мы такие, откуда, и почему у Пушкина в Вязёмах — мистика, а у Менделеева — живопись.

Особой популярностью пользовались Пушкин и Шопен, Чехов и «Журавли», Зарайск и авангард. В музее-заповеднике А.С. Пушкина в Вязёмах прошёл спектакль «В гостях у Пиковой дамы». Не «экспозиция», а спектакль. Не «по залу с экскурсоводом», а вживую, в тишине, где книжная фраза стала тенями на стенах дворца. И это увидели 3,3 тысячи человек — для Пиковой дамы, между прочим, многовато.

«Новый Иерусалим» собрал ещё 3,1 тысячи. Там играли Шопена, рисовали богатырей, обсуждали карету патриарха и, как и положено в музее, немного задумались о том, что всё это — не просто предметы, а мы сами, чуть раньше.

В Серпухове реконструировали бой. В Клину танцевали «Случайный вальс». В Мелихово ставили Чехова. В Петрищеве рассказывали о первом учителе Зои Космодемьянской. В «Зарайском кремле» — о крестьянах-модниках (да, такие были). А в «Мураново» читали стихи под классику и бродили с директором — не по графику, а как на прогулке с давним знакомым.

История — это не то, что пылится. Это то, что вдруг начинает дышать, если выключить свет, включить голос и перестать читать по бумажке.

Когда-то музей был пыльным учреждением. Мраморным залом, где кричали таблички «не трогать руками». Теперь — это место, куда идут ночью, добровольно. За страхом, светом, Чеховым, и — за собой.

А что касается цифр — да, 10 тысяч. Но на самом деле — чуть больше. Потому что каждый, кто в эту ночь посмотрел на витрину и увидел там не экспонат, а зеркало, — уже ушёл не тем, кем пришёл. И это, пожалуй, главная статистика.