• 79,77
  • 93,06

«Все герои — идиоты»: американцы раскритиковали знаменитый фильм Рязанова — но зато похвалили Гузееву

Лариса Гузеева и Андрей Мягков

Когда классика не заходит.

Легендарный фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» держит на сайте крупнейшей в мире базы данных о кино IMDb солидную оценку — 7.9 баллов из 10 возможных, и это вроде бы внушает доверие.

Но стоит открыть англоязычные рецензии, и становится ясно: восторг там далеко не всеобщий. Для многих западных зрителей эта лента — загадка, которую они даже не пытаются разгадать.

Происходящее на экране кто-то назвал «тоскливым винтажем». Один из рецензентов пишет:

Снято красиво, но все герои — идиоты. От происходящего на экране клонит в сон.

Драма не трогает, юмор унылый, в 2025 году смотреть такое — себя не уважать.

Красиво, но «словно под седативными»

Даже те, кто признаёт мастерство оператора и атмосферу кадра, ругают:

  • сюжет — «бессвязный набор сцен»,
  • актёрскую игру — «перегруженная»,
  • сценарий — «словно написан под седативными».

При этом Лариса Гузеева, по их словам, — единственное безусловное достоинство картины, всё остальное — лишь винтажная тоска.

«Русская мечта» и культурный контекст

Есть и те, кто пытается смотреть глубже. Один зритель увидел в фильме «откровение» в духе «Русской мечты» — противоположности американской.

По его мнению, история раскрывает страсть к невозможной любви, пренебрежение практичностью и культ дорогих жестов — черты, которые он связывает с современными россиянами. Постановка показалась ему наивной и устаревшей, но как культурный опыт она ценна.

Другие рецензенты упоминают исторический фон:

Снятый сразу после смерти Брежнева, фильм играет на безопасном поле — костюмная драма, критика царской бюрократии, без острых углов.

Драматургия на максимуме

Западная аудитория часто критикует гипертрофированные эмоции:

Пьют только до белой горячки, лицемерие гипертрофировано, а мораль — чересчур очевидна.

Некоторые разочарованы отсутствием счастливого финала:

Все герои оказались дураками, и никто не выиграл.

И, пожалуй, именно последнее определение наиболее точно. Ведь «Жестокий романс» — не история о любви, а рассказ о её крушении, завернутый в мелодраму с вальсом и Волгой.

Итог: в России цитируют, в США — ломают голову

Пока у нас фильм разбирают на цитаты, за рубежом зрители остаются в замешательстве: где же здесь великая драма, о которой так много говорят?

«Жестокий романс»
ФактОписание
Год выхода1984
РежиссёрЭльдар Рязанов
СценарийПо пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»
Главные ролиЛариса Гузеева (Лариса), Никита Михалков (Паратов), Андрей Мягков (Карандышев), Алиса Фрейндлих (Огудалова), Алексей Петренко, Виктор Проскурин
ОператорВадим Алисов
КомпозиторАндрей Петров
СъёмкиПавильоны «Мосфильма», натурные кадры в Костроме, Ярославле, Москве
Интересный фактНа съёмках едва не погиб Андрей Мягков — его засосала в водоворот пароходного винта
Курьёз на съёмкахНикита Михалков кормил съёмочную группу дичью, когда задержали зарплату
Реакция критикиПосле премьеры фильм подвергся разгромной критике за «опошление классики»; зрители фильм полюбили
НаградыЛучший фильм года по версии журнала «Советский экран» (1984—1985), Гран-при на Международном кинофестивале в Дели («Золотой павлин»)
Зрители22 млн человек посмотрели фильм в год выхода
Ошибки случались даже в СССР: в легендарном советском фильме про Москву нашли киноляп

Всё это — неотъемлемая часть истории кино.

Ошибки случались даже в СССР: в легендарном советском фильме про Москву нашли киноляп
Трагедия советского кино: пять слов, которые уничтожили 30 лет мужской дружбы Ефремова и Евстигнеева

Когда старые друзья становятся чужими.

Трагедия советского кино: пять слов, которые уничтожили 30 лет мужской дружбы Ефремова и Евстигнеева
От Садко до космических путешествий: как Голливуд «позаимствовал» сюжеты у советского кино

Мир кино — это не только творчество, но и нескончаемый обмен идеями.

От Садко до космических путешествий: как Голливуд «позаимствовал» сюжеты у советского кино