Памятник, который постоянно путают: так кто же стоит на Пречистенке

Многие считают, что это Кропоткин.
В самом сердце Москвы, недалеко от станции метро «Кропоткинская», в уютном сквере между улицами Пречистенка и Остоженка, возвышается внушительный памятник, который многие принимают за фигуру российского учёного и анархиста Петра Кропоткина.
Это заблуждение вполне понятно — ведь именно в честь него названа эта станция метро ещё с 1957 года, а рядом располагалась Кропоткинская площадь.
Но на самом деле эта бронзовая фигура — не Кропоткин, а немецкий философ Фридрих Энгельс, один из создателей марксизма и близкий соратник Карла Маркса.
Как появился этот памятник?
Всё началось в начале 1970-х. В 1972 году, в разгар Холодной войны и незадолго до визита в Москву президента США Ричарда Никсона, власти решили освежить облик столицы.
В районе у «стрелки» улиц Остоженка и Пречистенка снесли старые двухэтажные дома XIX века, которые не вписывались во впечатляющий фасад столицы.
Вместо них был разбит сквер с липами — часть площади, которую тогда называли Кропоткинской.
Основная идея была сделать это место приятным уголком и дополнить его достойным украшением.
Появилась мысль поставить памятник — и не просто какой-нибудь, а фигуру Фридриха Энгельса, поскольку в этом районе находится музей Маркса и Энгельса, а также неподалёку памятник самому Карлу Марксу.
Кроме того, в 1975 году исполнилось 155 лет со дня рождения Энгельса, что тоже придало проекту особую важность.
Кто создавал и как выглядел памятник?
Над созданием памятника трудился скульптор Иосиф Козловский, а архитекторы Александр Заварзин и Анатолий Усачёв помогли сформировать пространство вокруг.
Памятник решили разместить на возвышении — гранитной полукруглой лестнице с длинными скамейками, где можно посидеть и задуматься.
На трёхметровом красном гранитном пьедестале стоит шестиметровая бронзовая фигура самого Энгельса.
Он изображён в плаще, с руками, скрещёнными на груди, словно размышляющий о будущем и держащий в уме идеи, которые изменили целый мир.
Авторская задумка — показать Энгельса в образе 1870-х годов, когда именно он и Маркс были лидерами международного рабочего движения.
Монумент открыли в ноябре 1976 года — в канун 59-й годовщины Великой Октябрьской революции.
Тогда площадь буквально заполнили жители Москвы, а на церемонии присутствовали высокие советские чиновники и дипломаты.
Памятник быстро стал постоянным и узнаваемым элементом городского пейзажа.
Как памятник стал «призраком коммунизма»?
В 1990-х, после распада СССР, общественное отношение к таким монументам резко изменилось.
Памятник Энгельсу стали критиковать — многие говорили, что он никак не вписывается в историческую застройку, что в эпоху посткоммунизма смысла в таком монументе уже нет.
Тем более, что совсем рядом возродился Храм Христа Спасителя, и многие считали соседство скульптуры философа с религиозной святыней странным и нелогичным.
Были даже предложения убрать памятник, как и другие подобные, но он остался. Его, хоть и с другими переживаниями, но всё ещё можно увидеть на том же месте.
Интересный факт — во время установки памятника зимой, когда бронзовую фигуру поднимали краном, что-то пошло не так, и статуя несколько дней висела, покачиваясь на тросах.
Местные жители окрестили её «призраком коммунизма», а спустя годы памятник иногда разукрашивают маркером, ошибочно подписывая как «Кропоткин». Были даже шутки, что памятник можно просто переименовать, и никто бы не заметил.
Голуби — новая беда памятника
В наши дни памятник страдает от непривычных для философа неприятностей — большого скопления голубей. Эти пернатые «захватчики» используют монумент как одну из своих любимых точек отдыха.
К сожалению, постоянное присутствие птиц наносит скульптуре вред — продукты жизнедеятельности птиц портят бронзу, и это вызывает жалобы у москвичей и гостей города.
Пока не придумали эффективного способа справиться с этим природным «натиском», и памятник продолжает неизменно притягивать не только туристов и прохожих, но и пернатых «поклонников».
Этот памятник — как маленький кусочек истории, наполненный символами разных эпох. Он напоминает, как Москва менялась, как рождались и исчезали идеалы, и как странно порой сосуществуют прошлое и настоящее — и даже голоса и тени голубей.
Каждый, кто окажется на Пречистенке, пусть попробует взглянуть на бронзового философа не просто как на статую, а как на часть большого мозаичного полотна московской жизни.