• 80,85
  • 93,92

Даже имени нормального не было: этой железнодорожной станцией москвичи недовольны

Арт, станция

Платформа с богатым прошлым и массой неудобств.

На окраине Москвы, среди множества служб и маршрутов, есть станция, о которой почти не говорят, но многие ездят именно через неё.

Это — Калитники, остановочный пункт на маршруте Московских центральных диаметров (МЦД-2). История этой станции — это настоящая загадка с оттенком старой Москвы и практически инкогнито, которое долго не имело даже нормального имени.

Старая платформа, которой не было

Калитники — одна из тех станций, о которой сложно понять, когда она вообще появилась. В интернете можно встретить дату 1861 год, но в официальных картах и документах никакого подтверждения этого нет.

Весь первый век существования — с момента строительства железной дороги — её просто не отмечали ни на советских, ни на дореволюционных планах.

До конца 1930-х годов на карте Москвы вместо Калитников значилась просто не обозначенная платформа без имени или называлась «Конная» — по соседней Новоконной площади.

Потом, на несколько лет, её звали так же, как и расстояние от Курского вокзала — «4-й километр».

Это было удобное ориентирование для местных, и такая цифра на табличках лучше, чем призрачное название.

Откуда взялось имя Калитники?

Собственно, название станции появилось уже в более поздние времена — начиная с 1990 года.

Поверхностный взгляд может навести на мысль о связи с князем Иваном Калитой, известным московским правителем XIV века, но современных историков такая версия не устраивает — нет ни одного документа, где бы упоминалось, что именно он связан с этой территорией.

Улицы, пруды и кладбища в округе носят имя Калитники, и историки склоняются к другой версии: название происходит от ремесленников — «калитников», мастеров по изготовлению кожаных сумок и кошельков (калит).

Эта тема нашла отражение в исторических топонимах, которые живут в районе и по сей день.

Совсем не современная станция

Долгое время Калитники была деревянной платформой, окружённой плотной застройкой из низких домов, где жизнь текла размеренно, а электрички были одним из главных способов уехать в город или в Подмосковье быстрее, чем на трамвае.

Недаром она была весьма популярна у местных жителей, хотя выглядела совсем непритязательно.

Реконструкция — не панацея

В 2018 году станция получила долгожданный ремонт: деревянные платформы заменили, облагородили покрытие плиткой, обновили павильоны и установили электронные табло с информацией о поездах.

Казалось, что теперь Калитники станут комфортнее и удобнее. Но даже после этих усилий именно эта станция остаётся одной из немногих в Москве без турникетов — пассажиры используют валидаторы, и они часто бывают сломанными, а билеты можно купить не везде.

Особым раздражением у посетителей вызывает узкий проход под Нижегородской эстакадой Третьего кольца, где часто стоят уборочная и поливальная техника, мешая пройти сразу на платформы.

Навесы, которые были обещаны проектом реконструкции, по факту не установлены, и ждать укрытия от дождя здесь безуспешно.

Калитники незаслуженно считаются менее комфортной станцией, и многочисленные отрицательные отзывы на картах Яндекса об этом говорят красноречивее любых слов.

Почему Калитники так важны

Несмотря на все недостатки, Калитники — это жизненно важная точка для тысячи москвичей. Метро в округе находится далеко, а трамваи и автобусы идут медленно и извилисто.

Для жителей районов вокруг это единственное место, где можно быстро сесть в электричку и за считанные минуты очутиться в центре города или в Подмосковье.

По официальным данным, за первые два года работы МЦД через Калитники прошло порядка полутора миллионов пассажиров.

Взгляд в будущее

Городские власти не оставляют надежды улучшить ситуацию — уже утверждены проекты по дальнейшей реконструкции Калитников и соседних станций с созданием транспортно-пересадочных узлов, которые сделают пересадки удобнее и безопаснее.

Планируется обустройство пешеходных переходов, установка новых остановок, развитие велоинфраструктуры и парковок.

Всё это со временем должно превратить Калитники из «забытых» в комфортный городской транспортный узел.

Вокруг Калитников — Москва с историей и местной колоритностью

Рядом со станцией расположены знаменитые кладбища Калитниковское и Рогожское — места с богатой историей и культурным наследием.

Улицы района несут следы ремесленных кварталов и старой Москвы, что делает эту часть города особенной. Калитники — это не просто платформа, а кусочек живой истории Москвы, которую можно увидеть на фоне современного мегаполиса.

Так что, проходя мимо и используя Калитники, можно вспомнить, что даже самая неприметная станция таит в себе груз времени, людские судьбы и московские легенды, которые продолжаются и сегодня.