В Россию стало поступать гораздо меньше новых автомобилей: ждать ли снижения цен москвичам

Ситуация в стране быстро меняется.
Импорт новых автомобилей в Россию в мае этого года резко упал — почти на 70%. Главный удар пришёлся на официальные поставки, а вот альтернативный импорт сократился гораздо меньше, а поставки подержанных авто, наоборот, выросли. Специалисты советуют тем, кто рассматривает покупку «альтернативного» авто, не затягивать с решением. Разбираемся, почему так происходит и что ждать дальше.
Какие новые машины ввозят меньше всего?
В мае 2025 года в страну поступило всего 17,8 тысячи новых легковых автомобилей — это почти в 4 раза меньше, чем в мае 2024 года (-74,2%). В сравнении с апрелём 2025 года импорт новых авто уменьшился почти вдвое. Из них официально поставили только 10,5 тысячи машин, а альтернативный импорт — 7,2 тысячи, что немного выше уровня прошлого года (+2%) и составило около 41% от общего ввоза.
Официальные поставки автомобилей Chery прекратились — теперь эту марку привозят только через сборку в России. Поставки Geely тоже сократились, тогда как в лидерах —
- Changan,
- немного Haval,
- альтернативные варианты вроде Toyota.
Знаете ли вы
Самая большая доля официального импорта приходится на Changan (38%), в альтернативном сегменте лидирует Toyota с 15% (ввоз — 1488 авто). Также в страну неофициально поступают BMW, Geely и Lixiang. Основные поставщики новых автомобилей —
- Китай (70%),
- Киргизия (9%),
- Южная Корея (7%),
- Беларусь (5%).
Почему падает импорт новых авто?
Более половины автомобилей, проданных в мае, выпущены в 2024 году, но запасы новых машин постепенно истощаются. Спрос пока значительно ниже предложения.
Снижение продаж объясняется
- высокой ключевой ставкой,
- колебаниями курса валют,
- слухами о возвращении некоторых брендов на рынок.
Многие покупатели приостанавливают покупку в ожидании этих изменений, но слухи не имеют под собой реальной почвы.
Импортеры учли ошибки прошлого года, связанные с избыточными складскими запасами, и стараются не повторять их. Кроме того, у дилеров всё ещё есть машины на 3-4 месяца продажи.
Знаете ли вы
Существенное сокращение ввоза новых автомобилей связано с наращиванием локальной сборки китайских марок и насыщенностью складов.
Почему растёт альтернативный импорт и подержанные автомобили?
Альтернативный импорт становится всё более востребованным из-за выгодного курса валют. Именно этот канал помогает привозить бренды, официально покинувшие российский рынок, а также те, которые здесь не собираются. Подержанные авто из Японии и Кореи (около 24,5% рынка) заполняют нишу, недоступную новым китайским машинам или локализованным моделям.
Ввоз автомобилей с пробегом вырос на 23% в сравнении с маем 2024 года и составил 37 тысяч машин — цифры близки к апрельским показателям этого года. Среди подержанных авто лидер — японская Toyota с долей 21,8%. Интересно, что доля праворульных и леворульных авто практически сравнялась: импорт первых сокращается, вторых — растёт. Поэтому из Японии ввоз уменьшается (46%), а популярность приобретают машины из
- Южной Кореи (24,5%),
- Китая (13%).
У многих сложилось мнение о хорошем состоянии подержанных авто из Южной Кореи благодаря небольшим пробегам. К тому же на рынке появляются модели с пробегом, уже проверенные на российской эксплуатации, например Geely Monjaro. Многие ищут более доступные варианты, ведь не все готовы покупать новый китайский автомобиль.
Знаете ли вы
Надёжная репутация Toyota делает её популярной как среди новых, так и среди подержанных машин. Для многих покупателей эта марка — своего рода «безопасное вложение» в условиях нестабильности.
Закроют ли рынок альтернативного импорта?
Тем, кто планирует купить альтернативный автомобиль, стоит поторопиться — возможно, рынок начнут ограничивать уже в этом году. С появлением российских производств представительского класса может возникнуть необходимость регулировать импорт премиальных марок, таких как Mercedes и BMW, например через повышение утилизационного сбора. Аналогично могут ограничить и праворульные машины с пробегом.
Цены останутся стабильными, но скидок не ждите
Несмотря на избыточные запасы, цены на новые автомобили вряд ли пойдут вниз. До осени цена останется стабильной, а дальше могут использоваться новые причины для повышения утилизационного сбора, что подогреет спрос и не даст продавцам снижать цены.
Автомобили 2025 года выпуска стоят дороже за счёт отсутствия скидок — сама цена за единицу остаётся на уровне 2024 года. И новых акций ожидать не стоит.
Несмотря на стабильные продажи в начале июня, ситуация на рынке будет зависеть от решения Центрального банка по ключевой ставке. Многие покупатели откладывают приобретение авто в ожидании более выгодных условий кредитования.
Знаете ли вы
Самые популярные импортные авто в России в 2025 году
Место | Марка | Страна происхождения | Самые популярные модели | Количество продаж (май 2025) | Особенности и тенденции |
---|---|---|---|---|---|
1 | Haval | Китай | Jolion, M6 | 10 623 | Лидер среди импортных, растущий модельный ряд |
2 | Chery | Китай | Tiggo 7 Pro Max, Tiggo 4 | 9 780 | Второе место среди иностранных, популярны кроссоверы |
3 | Geely | Китай | Monjaro, Coolray | 6 299 | Стабильный спрос, акцент на современные технологии |
4 | Changan | Китай | Uni-S, CS55 Plus | 5 639 | Быстрорастущий бренд, расширяет модельную линейку |
5 | Belgee | Беларусь/Китай | X50 | 3 612 | Совместное производство, бюджетные кроссоверы |
6 | Jetour | Китай | X70 Plus | 3 356 | Рост продаж, акцент на семейные автомобили |
7 | OMODA | Китай | C5 | 2 235 | Молодой бренд, яркий дизайн, падение продаж в мае |
8 | Solaris | Китай/Узбекистан | Solaris | 1 968 | Локализованная сборка, возвращение на рынок |
9 | Jaecoo | Китай | J7 | 1 567 | Новый бренд, внедрение современных кроссоверов |
Обычный маршрут по Новой Москве внезапно закончился погружением в Дубравный пруд — из-за одного неловкого движения.
Айфон утянул за собой автомобиль: как не уйти под воду вместе с машиной