Как темнокожую звезду «Унесенных ветром» унизили на церемонии вручения «Оскара»

актриса
Темнокожая актриса, сыгравшая Мамушку в легендарном фильме «Унесенные ветром», на вручении «Оскара» подверглась нелегкому испытанию

Ей пришлось пережить унижение на глазах публики.

«Мамушка»

Едва выйдя на экраны, фильм «Унесенные ветром» стал любимым для большинства американцев, а потом покорил и весь мир. Конечно, главными его звездами стали Вивьен Ли, Кларк Гейбл и Оливия де Хэвилленд, исполнившие роли Скарлетт, Ретта Батлера и Мелани. Но и темнокожая служанка Скарлетт — Мамушка — запомнилась не меньше. Ворчливая, заботливая, строгая и беззаветно любящая свою своенравную молодую хозяйку, Мамушка олицетворяла мир преданных слуг, готовых отдать за любимых хозяев собственную жизнь.

Как темнокожая Хэтти попала в «Унесенные ветром»

Ее роль исполнила Хэтти Макдэниел — темнокожая актриса, которой и прежде доводилось играть служанок, горничных и нянь. Конечно, большой славы и заметных денег это не приносило. Зато Хэтти приобрела нужные знакомства. Например, подружилась с Кларком Гейблом. Именно благодаря ему она и получила роль в «Унесенных ветром», — и, конечно, благодаря собственному актерскому опыту и таланту.

Как звезду не пустили в зал

Фильм, без преувеличения, получился гениальным. Его сразу номинировали на «Оскар». Премьера была торжественной, все шли в зал в приподнятом настроении, настроенные на успех. Только вот фильм показывали в кинотеатре «для белых». А значит — исполнительнице одной из ключевых ролей, темнокожей Хэтти, вход туда был запрещен. Что ж… Она и не рассчитывала на то, что ее пустят.

Столик в дальнем углу

Но и на церемонии вручения «Оскара» произошла подобная ситуация. И выглядело это еще безобразнее. Хэтти, которая тоже была номинирована на премию, пробралась в зал. Но обнаружила, что сесть ей некуда. Разгневанный Кларк Гейбл, увидев, как актриса переминается с ноги на ногу, устроил скандал с администрацией зала. Уступив известному актеру, для Хэтти поставили столик в дальнем углу — чтобы ее никто не видел.

А потом ведущие громко назвали ее имя. И пригласили подняться на сцену, чтобы получить награду. Хэтти Макдэниел не стала идти по центральному проходу. В гробовой тишине, под взглядами тысяч собравшихся, она пробралась к сцене вдоль стенки. Взяла в руки долгожданную статуэтку. И отправилась в обратный путь — все так же сбоку, подальше от устеленного нарядным ковром прохода для белых. Этот эпизод стал одним из позорных моментов в истории кинематографа «свободной страны». Хэтти Макдэниел, не менее талантливая, чем белые актеры, вынуждена была довольствоваться местом «в дальнем углу» — всю жизнь.

Унижения продолжились после смерти

Ее сняли еще в нескольких картинах — разумеется, снова в роли нянюшек и служанок. Она участвовала в комедийном телешоу — в том же амплуа. Выступала в радиопостановках, пела на фестивалях. Но продолжала постоянно подвергаться унижениям, как и другие темнокожие Америки.

Например, когда Хэтти решила купить дом в хорошем квартале, возмущенные белые жители этого квартала выступили против. А после того, как суд принял сторону Хэтти, многие соседи сменили место жительства, чтобы не жить рядом с «черной».

Даже после смерти унижения продолжались: Хэтти не стали хоронить на голливудском кладбище, хотя она имела на это такое же право, как и белые знаменитости. Только в 1999 году, когда на кладбище появился новый владелец, он постарался восстановить справедливость, поставив памятник Хэтти там, где ему и было место. А не «в дальнем уголке».