Станция метро Москвы, которая вечно протекает: что с ней не так?

Тяжелая судьба одного инженерного проекта.
Если вы хоть раз ездили по Серпуховско-Тимирязевской линии московского метро, то, скорее всего, знакомы с конечной северной станцией «Алтуфьево».
Она встречает пассажиров своим необычным футуристичным видом, но славится, увы, отнюдь не уютом — а постоянными протечками, которые тянут за собой целую историю сложностей и долговременных ремонтных головоломок.
Как всё начиналось: строительство с приключениями
Проект «Алтуфьево» с самого начала оказался чем-то вроде инженерного экшена. Станция была возведена в глубине всего 9 метров, но проблемы начались уже при строительстве. Почему?
Во-первых, геология района оказалась нелегкой задачей — сложный грунт и подземные воды буквально «подмочили» планы строителей.
Во-вторых, строительство велось открытым способом — а это значит, что вокруг станции перекопали улицы, изменили маршруты общественного транспорта, а рабочие постоянно сталкивались с перебоями в финансировании и нехваткой техники.
Полтора километра тоннелей между соседними станциями «Бибирево» и «Алтуфьево» сначала построили с очевидными ошибками — неправильная насыпка грунта привела к тому, что тоннели начали трещать еще до открытия, сдвигая сроки запуска станции и добавляя головной боли властям.
Знаете ли вы
Особенный дизайн. Без пафоса, но с изюминкой
В отличие от многих других московских станций, где россыпь мозаик и богатая отделка, «Алтуфьево» — это сдержанный минимализм с футуристическим оттенком.
Это односводчатая станция без колонн и привычных украшений, зато с полукруглыми сводами, выпирающими балками и оригинальными круглыми кессонами на потолке, украшенными светильниками с интересным дизайном.
Пол выложен светлым гранитом с геометричными темными вставками — небольшое напоминание о той самой строгости и четкости, которой требует подземная инфраструктура.
На платформе стоят круглые деревянные скамейки, на которые навесили навигационные конструкции.
Почему же она всё время течет?
А вот теперь самое интересное — откуда берутся эти протечки, которые уже много лет придают станции вид потерянного бойца? Основная причина — повреждение гидроизоляции еще на этапе засыпки котлована после строительства.
Просто в одном из этапов работы неправильно обошлись с гидроизоляцией, и вода из грунта начала беспрепятственно просачиваться в стены станции.
С тех пор сколько ни пытались бороться — результат неутешительный.
Власти долго обсуждали необходимость капитального ремонта, даже думали о временном закрытии станции, но его так и не сделали.
Метрополитен постоянно уверяет, что протечки не создают угрозы безопасности, а лишь портят внешний вид и доставляют эстетические неудобства.
В 2024—2025 годах пытались улучшить ситуацию — на стены поставили металлические пластины, обновили гранитную плитку у платформы. Однако вода продолжает подтекать.
Сколько ещё «фонтанов» у «Алтуфьево»?
Ответ пока что — неизвестно. Ремонт гидроизоляции — дело сложное и дорогое, требующее длительного проектирования и согласований.
При этом даже современные технологии не могут обеспечить «вечную» защиту от воды, особенно учитывая возраст части московских станций и уникальные геологические условия столицы.
Что интересно, подобные проблемы есть не только у «Алтуфьево», но и у многих других станций московского метро.
Власти ведут плановые работы в ночные часы, чтобы не мешать пассажирам, но полного избавления от воды пока нет нигде.
Легенда станции в цифрах и фактах
Открытая в июле 1994 года, «Алтуфьево» стала 150-й станцией московского метро и долгое время была самой северной. Она обслуживает густонаселённые районы Лианозово и Бибирево и является важным конечным пунктом с техническими тупиками для составов.
Станция носит имя исторического района, где раньше проживал дворянский род Олтуфьевых — правда, название трансформировалось с «Олтуфьево» на привычное «Алтуфьево».
Подземный дворец из черного мрамора и гранита, с необычными светильниками, демонстрирует классический пример метро 90-х с налётом модерна и экономии — когда экономить приходилось в буквальном смысле на каждой пластине.
Так что, когда вы приезжаете на «Алтуфьево» и видите те самые течи на стенах, помните — это не просто неприятный казус, а символ сложной судьбы московского подземелья, где инженерное искусство, бюджетные сложности и натуральные капризы природы слились в одну большую подземную драму.
Возможно, в будущем нас ждёт капитальный ремонт и преображение станции — но пока «Алтуфьево» остаётся местом, где дизайн встречается с реальностью в виде воды, капающей из потолка, пишет Дзен-канал «О Москве нескучно».
Неужели все средства хороши?
Москвичи нашли в тоннеле станции «Охотный ряд» странные заплатки: вот что сказал метрополитенВ Троицке и Мосрентгене открываются новые маршруты.
В ТиНАО строят новые выезды на Калужское шоссе и дороги к метро — что изменится уже в этом годуНачался второй этап благоустройства.
Уют у «Университета Дружбы Народов»: как меняется пространство вокруг станции метро