• 81,56
  • 95,48

Улица-призрак на лице Москвы: на карте есть, а найти невозможно

Москва

Как исчезла улица, но остался мост.

В сердце Москвы есть улица, которая словно из фантомных миров — есть на карте, но почти невозможно найти в реальной жизни.

Это Нижняя Краснохолмская — настоящий городской призрак с невероятной судьбой, будто героиня старинной загадки.

Улица, которая спряталась в тени моста

Нижняя Краснохолмская — это не привычная улица с домами и лавочками, а маленький проезд, сложившийся в 1930-х годах.

Она тянется всего около трёх сотен метров и в основном занимает часть Большого Краснохолмского моста, который перекинут через Москву-реку, и его съезды.

По этой улице как будто никто не ходит, ведь там нет ни одного жилого дома. Это место когда-то было линией городских укреплений — Земляным валом.

Потом, в начале XIX века, появилась Садовое кольцо, и эта часть будущей улицы была просто безымянным проездом. Постепенно она получила своё имя — Нижняя Краснохолмская — от района Красные холмы, который находится на противоположном берегу Москвы-реки.

Правда, название немного обманчиво: сама улица простирается по низменной пойме, а настоящие красные холмы — по другую сторону реки, на Таганке.

Канал, остров и все, что с этим связано

До того как появился нынешний мост, южную сторону улицы с севера отделял маленький водный пролив — соединение между Москвой-рекой и Водоотводным каналом.

Этот пролив делал территорию с Домом Музыки на остров. Представьте себе: узкая полоска воды отделяла эту часть от «большой земли», и мост был единственным мостом на пути прохожих и транспорта.

Но в конце 1930-х годов, во время масштабной реконструкции, этот пролив засыпали, и остров перестал существовать.

Водоотводный канал, упомянутый здесь, сам по себе — увлекательная история. Он был создан в 1780-х годах для защиты города от наводнений и регулировки уровня воды.

Вдоль канала когда-то располагались многочисленные фабрики и мастерские. Этот канал сыграл свою роль и для Нижней Краснохолмской, ведь маленький пролив был его частью.

Прачечная, шерсть, шелк и городская жизнь

Давайте вернёмся к самой улице и взглянем на её живое прошлое. На той самой южной стороне, у воды, стояли корпуса городской прачечной, открытой в конце 1880-х годов.

Это было необычное для своего времени место: оснащённое самым современным оборудованием, которое притягивало горожан со всей Москвы.

Там постиранные вещи иногда и терялись — правда, администрация прекрасно компенсировала это, хоть и по своим ценам.

На противоположной стороне располагался камвольный комбинат — предприятие, которое почти сто лет делало из шерсти и шёлка ткани.

Заслуживает интереса, что фабрика не раз меняла профиль и названия, а в советские времена выпускала специализированные ткани для форм и костюмов. В начале 2000-х эту фабрику вывели, а на её месте вырос офисный центр.

Трамваи, троллейбусы и затерянная улица

Улицей Нижняя Краснохолмская стала в конце 1920-х. Раньше она была просто проездом. По ней когда-то ходил трамвай — полвека, до 1961 года.

Потом появились троллейбусы. Сейчас же это всего лишь короткий проезд, который считают частью съезда с Большого Краснохолмского моста и пути к Малым Краснохолмским мостам.

Значимость улицы снизилась, особенно после реконструкции моста в 1930-х годах, когда новый мост убрал изломы на Садовом кольце и изменил структуру местности.

В результате территория стала единым куском материка, а сама улица словно растворилась в городской архитектуре. Сегодня она почти незаметна, и если не знать, что это — улица с историей, то можно пройти мимо, даже не заметив.

Большой Краснохолмский мост

Говоря о Нижней Краснохолмской улице, нельзя не упомянуть её «звезду» — Большой Краснохолмский мост. Первые мосты на этом месте были деревянными и постоянно страдали от наводнений.

В 1872 году по проекту инженера Аманда Струве мост обновили — он стал прочным металлическим. В 1928 году построили современный мост, под углом, без резких изломов, чтобы ровнее прошла трасса Садового кольца.

Этот мост не только соединил берега, но и повлиял на судьбу улицы-призрака, сделав её сегментом сложной транспортной магистрали, где не осталось места для привычных городских функций и зданий.