Фарфоровая история красоты: в центре Москвы нашли редкий женский артефакт XIX века

Такое бывает не часто.
В самом сердце столицы, на археологической площадке в Калошином переулке, специалисты сделали любопытную находку — небольшую фарфоровую баночку, использовавшуюся в XIX — начале XX века для хранения косметических средств. Такие ёмкости нередко использовались для помад, бальзамов и кремов.
Особую ценность этому артефакту придаёт его декоративное оформление: на донце сосуда изображён петух — символ Франции со времён Великой французской революции. Причём сам предмет, несмотря на «европейскую эмблему», был произведён в России из знаменитой гжельской глины.
Отголоски Франции в русской фарфоровой традиции
Интересно, что галльский петух, ставший национальным символом Франции, в данном случае, вероятно, использовался как знак качества или маркетинговый ход — намёк на «французское происхождение» косметического средства.
Керамисты, судя по всему, специально нанесли роспись, играя на ассоциации с европейским глянцем и престижем.
Небольшие баночки белого и синего цветов часто встречаются в поздних культурных слоях. Но экземпляр с изображением птицы — настоящая редкость.
Сейчас предмет уже прошёл реставрацию и будет передан в коллекцию Музея Москвы, — прокомментировал ситуацию руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Ёмельянов.
Что такое «помада» в XIX веке?
Сегодня под словом «помада» мы чаще представляем декоративное средство для губ, но в позапрошлом веке этим термином называли средство для укладки волос. Оно придавало блеск и обеспечивало стойкость причёске.
Основой служили животные жиры (свиное или бычье сало), в которые добавлялись эфирные масла и ароматические вещества. Средство пользовалось спросом и у мужчин, и у женщин.
К 1850 году в одной только Москве действовало 11 специализированных заводов по производству помад, общий оборот которых достигал 400 тысяч рублей в год — сумма по тем временам немалая.
Гжель — родина аптекарской и косметической тары
Фарфоровые сосуды для хранения кремов, мазей и помад начали изготавливать в Гжели ещё с конца XVIII века. Сама гжельская земля, вошедшая в состав Московского княжества в XIV веке, стала центром керамического мастерства.
При царе Алексее Михайловиче (1663—1666) Гжель стала основным поставщиком аптекарских сосудов для царского двора. Позднее, в 1710 году, указом Аптекарского приказа она получила официальный статус центра фармацевтической посуды.
- Помадные баночки отличались от обычной аптекарской тары: имели толстые стенки и округлое массивное дно, что делало их удобными в использовании.
- Их изготавливали из глины, покрывали глазурью с оловом — это делало сосуд химически устойчивым и непроницаемым.
- Внутри баночка всегда оставалась белой, снаружи же могла иметь декоративную роспись.
Знаете ли вы
Ценные находки на Арбате: что ещё нашли археологи
Раскопки проводились в квартале между улицей Арбат и переулками Сивцев Вражек, Староконюшенным и Калошиным.
В результате специалисты собрали обширную коллекцию предметов XVI—XIX веков: курительные трубки, расписные изразцы, фарфоровые баночки — свидетельства быта и вкусов москвичей прошлых столетий.
Все находки уже переданы в реставрационные мастерские, после чего займут своё место в экспозиции Музея Москвы.
Первая в Москве и последняя из эпохи свинцовых.
Печать Великого князя: в центре Москвы нашли уникальный артефакт времён Ивана IIIВ столице продолжается масштабная реставрация одного из старейших архитектурных памятников.
Исторический цвет и дух эпохи: как восстанавливают Ленинградский вокзал в МосквеИсторическое здание не устояло перед новостройкой.
Прощание с историей Москвы: в Большом Левшинском снесли дом 1903 года ради нового элитного ЖК