• 78,86
  • 93,34

В Москве снесли редкий памятник железнодорожной эпохи XIX века: он оказался никому не нужен

Телеграфный пост «Литер 0»

Историческое здание исчезло без шума и следа.

В Огородном проезде в Бутырском районе Москвы исчез один из уникальных объектов железнодорожной истории столицы — телеграфный пост «Литер 0», принадлежавший Николаевской железной дороге.

Без официальных заявлений, без обсуждений и широкой огласки двухэтажное здание с характерной архитектурой XIX века было снесено.

Ещё несколько дней назад оно стояло на своём месте — сегодня остались только фрагменты фундамента и воспоминания в соцсетях.

Архитектурная жемчужина в тени промзоны

Пост был возведён во второй половине XIX века с конкретной задачей — контролировать движение императорских поездов между Петербургом и Москвой. Именно отсюда в 1896 году был направлен поезд Николая II на коронацию, когда стрелки перевели в сторону Белорусского вокзала.

Здание, несмотря на своё стратегическое и историческое значение, годами оставалось в стороне от массового внимания — скрытое среди промышленных построек, оно было почти незаметным для горожан, но по-настоящему ценным для специалистов в области архитектуры и железнодорожной истории.

Архитектурно пост представлял собой выразительное сооружение с

  • балконом,
  • крутой крышей,
  • остроконечными башенками

— пример того, как даже технические объекты конца XIX века строились с художественным вкусом.

Почему снесли — и что дальше?

Несмотря на очевидную историческую значимость, «Литер 0» так и не получил охранного статуса.

В 2022 году волна общественных обращений на время помогла остановить снос: городские власти заверили, что здание сохранят. Но формально памятником архитектуры оно так и не стало.

Три года спустя, без уведомлений и предупреждений, пост исчез. Только благодаря внимательности пользователей соцсетей стало известно о его сносе.

Вновь поднялся вопрос: почему в Москве до сих пор нет системного подхода к охране индустриального и транспортного наследия?

Наследие, которое теряем

Для архитектурного сообщества потеря «Литера 0» — это не просто снос старого здания. Это тревожный симптом.

Как показывают подобные случаи, без юридической защиты объекты XIX века — будь то железнодорожные посты, заводские корпуса или станции — остаются под угрозой исчезновения.

Москва продолжает стремительно обновляться, но при этом теряет свою многослойную историческую ткань. И, быть может, исчезновение «Литера 0» станет поводом не только для сожаления, но и для диалога: как сохранить индустриальную память города, прежде чем от неё не останется и следа?

Знаете ли вы

Николаевская железная дорога

ФактОписание/ЗначениеДата/Период
Первоначальное названиеСанкт-Петербурго-Московская железная дорогадо 1855
Позднейшие названияНиколаевская (с 1855), Октябрьская (с 1923)1855, 1923
Инициатор строительстваИмператор Николай I, участие П.П. Мельникова и Н.О. Крафта1842
Мотив строительстваСоединение двух столиц: Санкт-Петербурга и Москвы1842—1851
Начало строительстваУказ Николая I, начало работ13 фев. 1842; июнь 1843
Открытие движенияОфициальное открытие; первый «всенародный поезд»1 (13) ноября 1851
Длина дороги604 версты (645 км)1851
Количество путейПервая двухпутная (двухколейная) дорога в России1851
ТерриторииПетербургская, Московская, Тверская, Новгородская, Смоленская и др.1851
Длительность первой поездки21 час 45 минут (из Петербурга в Москву)1851
Средняя скорость первых поездов29,6 км/ч1851
Состав первого поезда7 пассажирских или 15 товарных вагонов1851
Особняк XIX века в центре Москвы станет торговым центром: почему сносят историческое здание

Культурное наследие города будет переосмыслено.

Особняк XIX века в центре Москвы станет торговым центром: почему сносят историческое здание
Прощание с историей Москвы: в Большом Левшинском снесли дом 1903 года ради нового элитного ЖК

Историческое здание не устояло перед новостройкой.

Прощание с историей Москвы: в Большом Левшинском снесли дом 1903 года ради нового элитного ЖК
На Воробьёвых горах снесли последнюю деревянную дачу: уцелевший фрагмент старой Москвы

В городе исчезла ещё одна часть исторического наследия.

На Воробьёвых горах снесли последнюю деревянную дачу: уцелевший фрагмент старой Москвы