В Москве снесли редкий памятник железнодорожной эпохи XIX века: он оказался никому не нужен

Историческое здание исчезло без шума и следа.
В Огородном проезде в Бутырском районе Москвы исчез один из уникальных объектов железнодорожной истории столицы — телеграфный пост «Литер 0», принадлежавший Николаевской железной дороге.
Без официальных заявлений, без обсуждений и широкой огласки двухэтажное здание с характерной архитектурой XIX века было снесено.
Ещё несколько дней назад оно стояло на своём месте — сегодня остались только фрагменты фундамента и воспоминания в соцсетях.
Архитектурная жемчужина в тени промзоны
Пост был возведён во второй половине XIX века с конкретной задачей — контролировать движение императорских поездов между Петербургом и Москвой. Именно отсюда в 1896 году был направлен поезд Николая II на коронацию, когда стрелки перевели в сторону Белорусского вокзала.
Здание, несмотря на своё стратегическое и историческое значение, годами оставалось в стороне от массового внимания — скрытое среди промышленных построек, оно было почти незаметным для горожан, но по-настоящему ценным для специалистов в области архитектуры и железнодорожной истории.
Архитектурно пост представлял собой выразительное сооружение с
- балконом,
- крутой крышей,
- остроконечными башенками
— пример того, как даже технические объекты конца XIX века строились с художественным вкусом.
Почему снесли — и что дальше?
Несмотря на очевидную историческую значимость, «Литер 0» так и не получил охранного статуса.
В 2022 году волна общественных обращений на время помогла остановить снос: городские власти заверили, что здание сохранят. Но формально памятником архитектуры оно так и не стало.
Три года спустя, без уведомлений и предупреждений, пост исчез. Только благодаря внимательности пользователей соцсетей стало известно о его сносе.
Вновь поднялся вопрос: почему в Москве до сих пор нет системного подхода к охране индустриального и транспортного наследия?
Наследие, которое теряем
Для архитектурного сообщества потеря «Литера 0» — это не просто снос старого здания. Это тревожный симптом.
Как показывают подобные случаи, без юридической защиты объекты XIX века — будь то железнодорожные посты, заводские корпуса или станции — остаются под угрозой исчезновения.
Москва продолжает стремительно обновляться, но при этом теряет свою многослойную историческую ткань. И, быть может, исчезновение «Литера 0» станет поводом не только для сожаления, но и для диалога: как сохранить индустриальную память города, прежде чем от неё не останется и следа?
Знаете ли вы
Николаевская железная дорога
Факт | Описание/Значение | Дата/Период |
---|---|---|
Первоначальное название | Санкт-Петербурго-Московская железная дорога | до 1855 |
Позднейшие названия | Николаевская (с 1855), Октябрьская (с 1923) | 1855, 1923 |
Инициатор строительства | Император Николай I, участие П.П. Мельникова и Н.О. Крафта | 1842 |
Мотив строительства | Соединение двух столиц: Санкт-Петербурга и Москвы | 1842—1851 |
Начало строительства | Указ Николая I, начало работ | 13 фев. 1842; июнь 1843 |
Открытие движения | Официальное открытие; первый «всенародный поезд» | 1 (13) ноября 1851 |
Длина дороги | 604 версты (645 км) | 1851 |
Количество путей | Первая двухпутная (двухколейная) дорога в России | 1851 |
Территории | Петербургская, Московская, Тверская, Новгородская, Смоленская и др. | 1851 |
Длительность первой поездки | 21 час 45 минут (из Петербурга в Москву) | 1851 |
Средняя скорость первых поездов | 29,6 км/ч | 1851 |
Состав первого поезда | 7 пассажирских или 15 товарных вагонов | 1851 |
Культурное наследие города будет переосмыслено.
Особняк XIX века в центре Москвы станет торговым центром: почему сносят историческое зданиеИсторическое здание не устояло перед новостройкой.
Прощание с историей Москвы: в Большом Левшинском снесли дом 1903 года ради нового элитного ЖКВ городе исчезла ещё одна часть исторического наследия.
На Воробьёвых горах снесли последнюю деревянную дачу: уцелевший фрагмент старой Москвы